18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Биеннале современного искусства в квадрате

№65
Материал из газеты

Четыре биеннале современного искусства нынешнего лета позволяют совершить кругосветное путешествие: Рига - Палермо - Берлин - Лос-Анджелес

Новый игрок в Восточной Европе

Рижская международная биеннале современного искусства (RIBOCA) — первое столь крупное международное мероприятие, проходящее в столице Латвии. Треть ее участников из Латвии, Литвы и Эстонии. Однако ее организатору Агнии Миргородской не хотелось бы объединять всех одним расплывчатым определением «балтийские»: «Привлекая художников из этих стран, я хотела показать, насколько они все на самом деле разные». Куратор биеннале гречанка Катерина Грегос, предложив для нее тему перемен, дала ей название «Это было навсегда, пока не кончилось» (из книги антрополога Алексея Юрчака, посвященной распаду СССР). Экспозиция разделена на несколько тематических блоков: развитие технологий, политические перемены, феномен «морального износа» и его последствий, время и его ускорение в современную эпоху. «Многие выставки и биеннале последних лет носят ностальгический характер, а RIBOCA, напротив, нацелена на современность», — говорит куратор. 

Латвия, Рига
I рижская международная биеннале современного искусства (RIBOCA 1)
До 28 октября


Кочующая Manifesta в раздумьях о миграции

В 2015 году, когда беспрецедентное число беженцев пересекло Средиземное море и заполонило Европу, кочующая из страны в страну Manifesta объявила, что ее темой в 2018 году станут миграция и климатические изменения, а сама биеннале пройдет в Палермо на Сицилии, городе с богатыми этнокультурными традициями. Определить, как можно было бы поразмышлять на эту тему, поручили архитектурному бюро OMA Рема Колхаса. Оно, в свою очередь, выбрало четырех «креативных медиаторов»: архитектора, режиссера-документалиста, арт-куратора и представителя OMA, который возглавил группу. Это разнородное объединение и придумало тему «Планетарный сад» как метафору многообразия, где, по словам одного из медиаторов, испанского архитектора Андреса Хаке, «разным видам необходимо искать способы сосуществования, общее же благо зависит от их способности заботиться друг о друге».

При этом программа биеннале «тесно связана с реалиями Палермо», поэтому в ее разработке принимали активное участие и жители города. Часть проектов носит нематериальный характер, как, например, программное приложение «для рассказывания историй» писателя из Палермо Джорджо Вастои. Другие рассчитаны на продолжение, как, например, проект французских ландшафтных дизайнеров Coloco, которые разбили общественный парк на пустыре в одном из пришедших в упадок кварталов социального жилья в Палермо. В свою очередь лондонский дуэт Cooking Sections подготовил серию инсталляций, возрождающих традиционные местные технологии полива сельскохозяйственных культур в засушливом климате острова.

Однако кураторы Manifesta вовсе не собираются навязывать Палермо свое видение городского ландшафта, их основная цель — оживить общественную жизнь города. С этой целью биеннале открылась «саммитом без границ» на тему миграции с привлечением к участию интеллектуалов, художников и политиков со всего мира и призывом следовать примеру мэра Палермо Леолуки Орландо, борца за права беженцев, обвинившего Европейский союз в «геноциде» за его бездарную миграционную политику. 

Италия. Палермо
Manifesta 12. Планетарный сад
До 4 ноября


Берлинский тяжеловес

В нашу эпоху политической турбулентности художники все больше включаются в проблемы общества. Вокруг этой идеи строится и Х Берлинская биеннале, названная ее сокуратором Габи Нгкобо по песне Тины Тернер 1985 года We Don’t Need Another Hero («Нам не нужен еще один герой») и объединившая около 50 художников, которые «мыслят и действуют вне рамок искусства». Но команда кураторов не относится к нынешней биеннале как к форме активизма (в отличие от биеннале 2012 года, вдохновленной движением Occupy), хотя перформансы традиционно в программе присутствуют. На главной площадке в Институте современного искусства (KW, Кунст-Верке) показаны портреты людей, авторов концепции KW, а в Академии художеств современность представлена в диалогах с историей. В целом представленными на этот раз работами ставятся под сомнение существующие структуры власти и предлагается меняющемуся миру «новая грамматика».

Германия, Берлин
Х Берлинская биеннале современного искусства
До 9 сентября


Местная, для своих

«Тот факт, что у нас получается делать это каждые два года, свидетельствует о разнообразии местных художественных практик», — говорит Энн Эллегуд, сокуратор 4-й биеннале Made in L.A. в Музее Хаммера в Лос-Анджелесе, где представляют только калифорнийских художников. Кураторы посетили более 200 мастерских и выбрали 32 участника. Среди новичков, например, Лорен Хелси, которая исследует тему устойчивости сообществ в постоянно меняющемся городе, или иранская художница Геларе Кошгозаран, снявшая фильм «Медина-Васл, соединяющий город» (2018) о военной базе в Калифорнии, имитирующей иракскую деревню. У Made in L.A. в этот раз нет сквозной темы, она, по словам куратора, «исследует город в разных его проявлениях». Так, хореографический опус Флоры Вигманн «Пал сухой растительности» (2018) посвящен рельефу города после прошлогодних пожаров, он показывается в записи и исполняется вживую. Единственное исключение из правила «только местные» — 97-летняя участница из Венесуэлы Лучита Уртадо. Как дань преемственности поколений? 

США, Лос-Анджелес
Made in L.A.
До 2 сентября

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+