18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Реставрация Лионского зала вышла на новый этап

№64
Материал из газеты

В Лионском зале Екатерининского дворца ГМЗ «Царское Село» отделка будет воссоздана по сохранившимся во Франции образцам. Работы намечены на сентябрь 2018 — май 2019 года

В дни проведения Санкт-Петер­бургс­ко­го международного экономического форума — 2018 состоялось подписание трехстороннего соглашения о воссоздании Лионского зала в Екатерининском дворце Государственного музея-заповедника «Царское Село». Когда все работы будут завершены, у знаменитой на весь мир Янтарной комнаты появится мощный конкурент.

Суть договоренности между ГМЗ «Царское Село», ПАО «Газпром» и французской компанией Engie состоит в следующем. Музей за счет проведения конкурсов сэкономил на другом реставрационном объекте 74 млн руб. газпромовских денег. На эти средства будут проведены новые работы в Лионском зале: воссоздание плафона (лепка, позолота, живопись) и нижнего лазуритового фриза, а также обшивка стен лионским шелком с мануфактуры Prelle, который дарит компания Engie. Проект реставрации разработан музеем.

В архивах мануфактуры сохранился контрольный образец русского заказа, сделанного в 1860‑е годы для Царского Села. Этот желтый шелк с крупным рисунком называется «Золотой бутон».

Здесь уместно кратко напомнить историю Лионского зала. При Елизавете Петровне на его месте находилась пятая, последняя от Большого зала антикамера — барочный интерьер Бартоломео Франческо Растрелли. Екатерина II поручила своему любимому архитектору Чарльзу Камерону перестроить антикамеру, примыкавшую к ее личным покоям, в классическом духе. Работы были выполнены в 1780-е годы. Стены обили лионским шелком с изображением павлинов и других птиц. Тогда зал и получил свое название. Тогда же стены облицевали синим лазуритом с золочеными накладками. 

От камероновского интерьера сохранился только паркет из 12 пород дерева с инкрустацией перламутром. Во время Великой Отечественной войны нацисты вывезли паркет в Германию, но в конце 1940-х его удалось вернуть. Сейчас туристам показывают два его фрагмента на щитах.

В начале 1860-х годов по проекту Ипполита Монигетти интерьер Лионского зала обновили под гостиную императрицы Марии Александровны. Для зала изготовили лазуритовый гарнитур: люстру, зеркала, столики, парные жардиньерки, бра, вазы-кашпо и другие предметы. Поначалу обивка была малинового цвета, но в 1866 году ее заменили на «Золотой бутон». Именно в таком виде интерьер Лионского зала в 1878 году зафиксировал на своей акварели Луиджи Премацци. Сейчас она служит основным иконографическим источником для воссоздания интерьера.

Во время войны Лионский зал был практически полностью уничтожен — 27 апреля 1944 года искусствовед Анатолий Кучумов увидел лишь стены без перекрытий и кусочки обуглившегося лазурита под ногами. В первые годы возрождения Екатерининского дворца был воссоздан только объем Лионского зала. По словам Натальи Кудрявцевой, заместителя директора по реставрации ГМЗ «Царское Село», музей долго не мог подступиться к восстановлению этого интерьера. С одной стороны, многое сохранилось: в эвакуацию успели вывезти лазуритовый гарнитур, включая люстру. Но лионский шелк и лазурит нужного оттенка, добываемый в Афганистане, — очень дорогие материалы, а прибегать к использованию аналогов реставраторам крайне не хотелось.

В 2013 году фонд «Транссоюз» компании РЖД профинансировал воссоздание трех лазуритовых порталов — два уже установлены, третий появится в течение этого года. Работы по обивке шелком, восстановлению плафона и нижнего лазуритового фриза намечены на сентябрь 2018 — май 2019 года, с таким расчетом, чтобы во время высокого сезона Лионский зал был открыт для публики.

Общий объем шелкового дара — 320 пог. м шириной 140 см. В основном он пойдет на стены и портьеры на шести окнах. Сейчас в Царскосельской янтарной мастерской идут пилотные работы с «Золотым бутоном», им обшивают три кресла из Лионского зала. Как сообщил Максим Григорьев, художник-реставратор произведений из дерева I категории, кресла из березы в руинированном состоянии были найдены после войны в Екатерининском парке. Фактически каркас держался только на пружинах и остатках волоса от подушки. Капитальная реставрация кресел состоит из нескольких этапов. Сперва воссоздание утраченной «столярки» и накладной резьбы, расчистка от «бронзянки», заменявшей позолоту. Затем черновые обойные работы, нанесение левкаса и позолоты. Увенчает процесс отделка лионским шелком, когда необходимо, разумно расходуя материал, точно попасть в крупный рисунок: «Золотой бутон» должен быть виден невооруженным глазом.

Однако и после 2019 года объем работ в Лионском зале останется весьма значительным, особенно с лазуритом. Необходимо будет воссоздать два камина, верхний фриз, оконные наличники, два подзеркальных столика, обрамления зеркал, а также изготовить три двери в технике маркетри «из разно­цветных дерев» с инкрустацией перламутром.  

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
4
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
5
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
6
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
7
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+