18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Если онлайн-рынок искусства не станет прозрачнее, ему грозит стагнация

По данным ежегодного отчета Hiscox, за 2017 год онлайн-рынок искусства вырос на 12%, до $4,22 млрд. Но, пока платформы борются за доверие и лояльность покупателей, рост замедляется

Как показал новый отчет об онлайн-торговле искусством, который опубликовал страховщик искусства Hiscox совместно с лондонской исследовательской фирмой ArtTactic, интернет-арт-рынку грозит стагнация и основной фактор, сдерживающий его рост, — это нехватка прозрачности и доверия. Даже на фоне стремительно растущей популярности Instagram как любимой социальной сети художественной среды и изучения возможностей искусственного интеллекта для привлечения покупателей общая картина печальна: рост рынка замедляется второй год подряд.

Рейтинг Hiscox 2018 года возглавил Christies Live, который обошел Artsy, Sothebys и Artnet (по результатам проведенного качественным методом опроса о сетевых привычках, в котором принял участие 831 покупатель искусства). Максимальный рост продаж показал далласский аукционный дом Heritage Auctions: с $348,5 млн в 2016 году до $438,3 млн в 2017-м.

В 2017 году онлайн-продажи искусства достигли объема в $4,2 млрд, то есть выросли на 12%. Это меньше, чем 15%-ный рост в 2016-м и 24%-ный в 2015 году. «С 2013 по 2015 год цифровой арт-рынок рос на 20–25% ежегодно, но в последние два года мы наблюдаем замедление, которое, вероятно, связано с трудностями, встающими перед индустрией в борьбе за расширение рынка и наращивание базы онлайн-клиентов», — говорится в отчете.

«В мире, где онлайн-потребители могут без труда сравнивать цены на большинство товаров, где все больше людей понимает, как формируется „цена“, рынку онлайн-торговли искусством приходится непросто… особенно когда дело доходит до повышения информированности и укрепления доверия со стороны онлайн-покупателей», — говорит основатель ArtTactic Андерс Петтерсон. «Я считаю, что, если этим проблемам не будет уделено должное внимание, застой на онлайн-рынке будет усиливаться, и в результате он может превратиться в клуб для посвященных, вместо того чтобы быть платформой, способствующей расширению арт-рынка и увеличению числа клиентов», — добавляет он.

Прозрачность принципиально важна для большинства покупателей: 73% участников опроса сказали, что им хотелось бы иметь доступ к информации о соотношении цен, и необходимость создать более качественные инструменты для этого очевидна. «Благодаря сочетанию технологий Big Data и искусственного интеллекта можно разработать более продвинутые методы определения стоимости объекта», — заключают авторы отчета.

Важно отметить, что мнения о том, как рынок онлайн-торговли искусством будет развиваться в ближайшие пять лет, разделились. Четыре респондента из десяти полагают, что рынок сузится до нескольких всемирных платформ; другие считают, что рынок может подорвать какой-нибудь внешний игрок вроде Amazon.

Впрочем, есть и позитивные моменты. Около 52% покупателей, приобретавших в минувшем году искусство в Сети, говорят, что собираются покупать еще в ближайшие 12 месяцев; 13% из 130 опрошенных дилеров и галерей ожидают, что в новом году онлайн-продажи вырастут на 30%.

Что касается социальных сетей, что целых 79% покупателей искусства моложе 35 лет для поиска новых художников используют Instagram. Заметно выросло число подписчиков у крупных художественных ярмарок вроде TEFAF (сейчас у гранд-дамы ярмарок более 39 тыс. подписчиков), но куда популярнее Instagram-аккаунт Дэмиена Херста (у художника 380 тыс. подписчиков). А вот Facebook теряет популярность: только 38% респондентов назвали его своей любимой социальной сетью против 49% в 2016 году.

В новом отчете также рассматривается влияние криптовалют, таких как биткоин. «В прошлом году все были одержимы технологией блокчейн, и многие заявляли, что она поможет рынку справиться со всеми его проблемами», — пишет Роберт Рид, заведующий в Hiscox отделом искусства и частных клиентов. При этом 19% опрошенных представителей онлайн-платформ ожидают, что эта сфера будет одной из самых конкурентных в следующем году. «В успешном будущем онлайн-торговли искусством не приходится сомневаться, хотя мы еще не знаем, какую она примет форму», — добавляет Рид.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+