18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Если онлайн-рынок искусства не станет прозрачнее, ему грозит стагнация

По данным ежегодного отчета Hiscox, за 2017 год онлайн-рынок искусства вырос на 12%, до $4,22 млрд. Но, пока платформы борются за доверие и лояльность покупателей, рост замедляется

Как показал новый отчет об онлайн-торговле искусством, который опубликовал страховщик искусства Hiscox совместно с лондонской исследовательской фирмой ArtTactic, интернет-арт-рынку грозит стагнация и основной фактор, сдерживающий его рост, — это нехватка прозрачности и доверия. Даже на фоне стремительно растущей популярности Instagram как любимой социальной сети художественной среды и изучения возможностей искусственного интеллекта для привлечения покупателей общая картина печальна: рост рынка замедляется второй год подряд.

Рейтинг Hiscox 2018 года возглавил Christies Live, который обошел Artsy, Sothebys и Artnet (по результатам проведенного качественным методом опроса о сетевых привычках, в котором принял участие 831 покупатель искусства). Максимальный рост продаж показал далласский аукционный дом Heritage Auctions: с $348,5 млн в 2016 году до $438,3 млн в 2017-м.

В 2017 году онлайн-продажи искусства достигли объема в $4,2 млрд, то есть выросли на 12%. Это меньше, чем 15%-ный рост в 2016-м и 24%-ный в 2015 году. «С 2013 по 2015 год цифровой арт-рынок рос на 20–25% ежегодно, но в последние два года мы наблюдаем замедление, которое, вероятно, связано с трудностями, встающими перед индустрией в борьбе за расширение рынка и наращивание базы онлайн-клиентов», — говорится в отчете.

«В мире, где онлайн-потребители могут без труда сравнивать цены на большинство товаров, где все больше людей понимает, как формируется „цена“, рынку онлайн-торговли искусством приходится непросто… особенно когда дело доходит до повышения информированности и укрепления доверия со стороны онлайн-покупателей», — говорит основатель ArtTactic Андерс Петтерсон. «Я считаю, что, если этим проблемам не будет уделено должное внимание, застой на онлайн-рынке будет усиливаться, и в результате он может превратиться в клуб для посвященных, вместо того чтобы быть платформой, способствующей расширению арт-рынка и увеличению числа клиентов», — добавляет он.

Прозрачность принципиально важна для большинства покупателей: 73% участников опроса сказали, что им хотелось бы иметь доступ к информации о соотношении цен, и необходимость создать более качественные инструменты для этого очевидна. «Благодаря сочетанию технологий Big Data и искусственного интеллекта можно разработать более продвинутые методы определения стоимости объекта», — заключают авторы отчета.

Важно отметить, что мнения о том, как рынок онлайн-торговли искусством будет развиваться в ближайшие пять лет, разделились. Четыре респондента из десяти полагают, что рынок сузится до нескольких всемирных платформ; другие считают, что рынок может подорвать какой-нибудь внешний игрок вроде Amazon.

Впрочем, есть и позитивные моменты. Около 52% покупателей, приобретавших в минувшем году искусство в Сети, говорят, что собираются покупать еще в ближайшие 12 месяцев; 13% из 130 опрошенных дилеров и галерей ожидают, что в новом году онлайн-продажи вырастут на 30%.

Что касается социальных сетей, что целых 79% покупателей искусства моложе 35 лет для поиска новых художников используют Instagram. Заметно выросло число подписчиков у крупных художественных ярмарок вроде TEFAF (сейчас у гранд-дамы ярмарок более 39 тыс. подписчиков), но куда популярнее Instagram-аккаунт Дэмиена Херста (у художника 380 тыс. подписчиков). А вот Facebook теряет популярность: только 38% респондентов назвали его своей любимой социальной сетью против 49% в 2016 году.

В новом отчете также рассматривается влияние криптовалют, таких как биткоин. «В прошлом году все были одержимы технологией блокчейн, и многие заявляли, что она поможет рынку справиться со всеми его проблемами», — пишет Роберт Рид, заведующий в Hiscox отделом искусства и частных клиентов. При этом 19% опрошенных представителей онлайн-платформ ожидают, что эта сфера будет одной из самых конкурентных в следующем году. «В успешном будущем онлайн-торговли искусством не приходится сомневаться, хотя мы еще не знаем, какую она примет форму», — добавляет Рид.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+