18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Арт-рынок скоро достигнет порога в $1 млрд для одного произведения искусства

Так предсказывает в своем годовом отчете портал ArtPrice, основываясь на успешных показателях 2017 года. Первые крупные торги 2018 года поддерживают эти оптимистичные настроения

Портал ArtPrice, один из крупнейших в мире, занимающихся сбором аукционных цен и их анализом, опубликовал свой отчет по итогам 2017 года. Этот год был важным для самой компании, которая отметила 20 лет со дня основания. Понятно, что за два десятилетия рынок искусства изменился принципиальным образом. Аукционный оборот вырос с $2,7 млрд до $14,9 млрд, стоимость самого дорогого произведения искусства — с $71,5 млн до $450,3 млн. При этом количество художников, представленных на мировых торгах, увеличилось немногим более чем в два раза, как и количество проданных лотов. Число аукционных домов и аукционов выросло не более чем на треть. Все эти цифры говорят о том, что дорожает каждое конкретное произведение. И будет дорожать и дальше — «скоро», по предсказаниям ArtPrice, цена на отдельное произведение искусства может достигнуть $1 млрд.

Индекс Artprice Global Price Index в 2017 году (впрочем, как и в 2015 и 2016 годах) колебался около значения в 150 пунктов, что означает, что $100, вложенные в усредненное произведение искусства в январе 1998 года, принесли бы при перепродаже $150 (на пиках в 2008 и 2012 годах индекс составлял около 220). Тем не менее, по мнению экспертов портала, результаты 2017 года ознаменовали вступление арт-рынка в новую фазу: после двух подряд лет сокращения показателей (минус 10% в 2015 году и минус 23% в 2016 году) оборот всемирного художественного аукционного рынка увеличился на 20%.

Продажи искусства снова на подъеме, причем восстановились как западный, так и китайский рынки, и на обоих достигнуты рекордные цены. Два полюса рынка — Китай и США оказались в равновесии, с аукционным оборотом по $5 млрд. Однако работают эти рынки по-разному: в Китае из огромного количества предложенных лотов продано только 32%, в США же на аукционах в среднем продается не менее 75% (средний уход на западных торгах — 66%). В декабре 2017 года стоимость работы китайского художника впервые превысила $100 млн: цикл из 12 пейзажей Ци Байши (1864–1957) ушел на торгах пекинского Poly Auction за $140 млн (прежний рекорд в $66 млн принадлежал тому же мастеру). А в Нью-Йорке на Christie’s почти за полмиллиарда продан «Спаситель мира» Леонардо да Винчи (интересно, что одна эта продажа дала 3% глобального аукционного оборота). Эти две работы возглавляют топ крупнейших продаж прошлого года. Огромный скачок сделала Франция, прибавив 35% оборота (до $783,7 млн); в Париже проданы три произведения стоимостью дороже $10 млн (лидирует «Большая женщина II» Альберто Джакометти за $30 млн).

Британия в 2017 году не сделала новых рекордов, хотя аукционный оборот был внушительным ($2,5 млн). Однако уже февральские торги 2018 года исправили положение: на аукционах импрессионистов, модернистов и сюрреалистов и Christie’s и Sotheby’s получили рекордные результаты.

Sotheby’s собрал на них $216,6 млн, самым дорогим стал портрет Мари-Терез Вальтер, или «Женщина в берете и клетчатом платье», кисти Пабло Пикассо, проданный за $69,2 млн. Был установлен рекорд цены для работ итальянского футуриста Умберто Боччони: его «Голова + свет + среда» 1912 года ушла за $13,6 млн. Интересно, что вечерние, самые дорогие и статусные, торги вела женщина — аукционистка и глава международного отдела импрессионизма и модернизма Sotheby’s Хелена Ньюман.

Christie’s за аналогичный блок торгов смог получить еще больше, $250 млн, в числе прочих был установлен рекорд для работ русского авангардиста Антуана Певзнера, абстрактная скульптура которого «Два конуса в одной плоскости» продана за $1,1 млн. Очень успешно прошли все торги, посвященные работам на бумаге, которые добавили рекордов на рисунки, пастели и акварели мастеров ХХ века.

Так что оптимистичные прогнозы ArtPrice уже оправдываются. В целом тренды, на которые опираются аналитики портала, должны быть долговременными, например желание коллекционеров платить больше за современное искусство. Работы таких мастеров, как Питер Дойг (родившийся в 1959 году) и Джефф Кунс (1955), Кристофер Вул (1955) и Ричард Принс (1949), уже к середине их карьеры достигли уровня цен, немыслимых прежде при жизни художника. Все они перенесли испытание кризисом 2008 года и продолжают дорожать.

Еще один важный, а может быть и важнейший, фактор — появление на арт-рынке новых покупателей, частных музеев или их основателей и патронов. Самые высокие цены теперь определяются не капризами миллионеров, а стратегиями, призванными генерировать деньги из потоков посетителей музеев. И если институции требуется ключевой экспонат, она за ценой не постоит (как это и произошло со «Спасителем мира», купленным специально для Лувра — Абу-Даби). Именно поэтому аналитики ArtPrice уверены, что, если на рынке появится нечто подобное творению Леонардо, цена за него может достигнуть и миллиарда.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+