В Музее истории ГУЛАГа начал работу Центр документации

№62, апрель 2018
№62
Материал из газеты

С его помощью посетители смогут начать поиск сведений о судьбе репрессированных родственников

С 2015 года московский Музей истории ГУЛАГа обитает в реконструированном здании бывшего общежития метрополитена. Фото: Юрий Пальмин
С 2015 года московский Музей истории ГУЛАГа обитает в реконструированном здании бывшего общежития метрополитена.
Фото: Юрий Пальмин

Эта форма музейной работы довольно специфична. Посетители — самостоятельно или при помощи сотрудников центра — могут теперь найти информацию о родственниках, ставших жертвами политических репрессий. Похожей работой в течение 30 лет занимается общество «Мемориал», которое сформировало крупнейшую в стране базу данных о репрессированных «Жертвы политического террора в СССР». Центр документации адресован в первую очередь тем, кто не знает, с чего начать поиск.

Центр документации музея. Фото: Музей истории ГУЛАГа
Центр документации музея.
Фото: Музей истории ГУЛАГа

«По сути, мы с „Мемориалом“ делаем общее дело, — говорит специалист центра Александр Макеев, — но объем информации настолько гигантский, что только наших сил не хватит — в стране должны действовать десятки подобных центров. Открытие Центра документации, поддержанного Фондом памяти, стало естественным продолжением работы нашего музея, потому что у приходящих сюда часто возникают вопросы, на которые мы не можем ответить. Людям не хватает информации. Но если, например, в „Мемориал“ обращаются те, кто четко знает, какие данные им нужны, то мы нередко имеем дело с непод­готовленной публикой, например со школьниками и студентами. Именно в нашем музее многие из них узнают о ГУЛАГе и вспоминают о своих репрессированных прабабушках и прадедушках. Теперь мы можем перевести этот интерес в практическое русло и помочь людям дополнить или собрать с нуля семейный архив». 

Экспозиция музея. Фото: Музей истории ГУЛАГа
Экспозиция музея.
Фото: Музей истории ГУЛАГа

Для поиска информации можно воспользоваться документальной базой, библиотекой и видеоархивом — проектом «Мой ГУЛАГ», который включает свыше сотни записанных интервью с бывшими заключенными. Центральное место в новом пространстве занимает интерактивная карта ГУЛАГА — большой экран с отмеченными на нем лагерями и статистикой о количестве заключенных в них по каждому году. Ключевой зацепкой в поиске пропавших Александр Макеев называет их последний адрес: чаще всего дела репрессированных хранятся по месту ареста.

При музее несколько лет действует социально-волонтерский центр, который помогает людям, пережившим репрессии. «По просьбам наших подопечных мы ищем документы, архивную информацию, иногда пропавших сокамерников. Сначала работаем с базой „Мемориала“ — это наш главный ресурс. Есть еще более „народная“ база „Открытый список“, которая тоже очень помогает. Пользуемся и другими базами данных. Если информации нет в открытых источниках, помогаем составить запрос в архивы», — рассказывает Макеев. Скоро некоторые из этих историй станут частью обновленного выставочного пространства: с мая по октябрь в музее пройдет реэкспозиция. Здесь хотят уйти от толкования истории лагерей как сугубо политического процесса и рассказать о ней через трагедию конкретных людей, целых семей.

Только за первые три недели в центр поступило свыше полусотни письменных обращений из разных городов. Ежедневно сюда приходят четыре-пять человек, которые хотят узнать о репрессированных близких. В планах — разработка методических пособий по созданию поисковых пунктов в регионах. Заниматься их созданием будут организации, входящие в Ассоциацию российских музеев памяти.  

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
5
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
6
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
7
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
В свой юбилейный год московский музей реконструирует еще одно крыло Бахметьевского гаража и устроит выставки крупнейших художников, в том числе Рембрандта и Клюна
02.09.2021
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+