18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

От всех художников города

В Петербурге установлен памятный знак «Последний адрес» на доме, где жила известный художник Вера Ермолаева

На скромной металлической табличке, установленной 25 марта на стене дома № 13 по 10-й линии Васильевского острова, где с начала 1920-х годов жила Вера Ермолаева, выбита скупая информация: родилась в 1893 году, арестована 25 декабря 1934-го, расстреляна 26 сентября 1937-го в Карлаге. Именно в этом доме, в большой квартире на первом этаже (Вера Ермолаева была инвалидом детства, всю жизнь передвигалась на костылях), до ареста хозяйки регулярно собирались авангардные художники Ленинграда: Владимир Стерлигов, Николай Суетин, Лев Юдин, Анна Лепорская, Мария Казанская, Нина Коган, Вера Зелькович, Константин Рождественский и многие другие. Все они входили в «Группу живописно-пластического реализма». Дома у Веры Ермолаевой проходили творческие «вторники» этих художников, «квартирные» выставки, сопровождавшиеся обсуждениями.

Вера Ермолаева родилась в поместье своего отца в Саратовской губернии. После продажи поместья семья в начале XX века перебралась в Петербург. Здесь будущая художница в 1911 году поступила в студию М.Д.Бронштейна, где увлеклась кубизмом и футуризмом. В 1915–16 годах входила в футуристический кружок «Бескровное убийство». Заинтересовавшись историей, в 1917 году Вера Ермолаева окончила Археологический институт, но не оставляла художественных занятий, принимая участие в объединениях «Свобода искусству» и «Искусство и революция».

С приходом советской власти Вера Михайловна пробовала себя в качестве художника театра, создавая эскизы к опере Матюшина и Крученых «Победа над солнцем». В 1919 году Наркомпрос направил ее в Витебское народное художественное училище, позже преобразованное в художественно-практический институт, первым ректором которого был Марк Шагал. После его ухода Ермолаева возглавила институт. Еще до этого при ее содействии преподавателем училища стал Казимир Малевич. Сама Вера Михайловна под влиянием Малевича увлеклась беспредметным искусством; вместе с ним и его учениками была создательницей общества УНОВИС, позиционировавшего себя как исследовательскую лабораторию для изучения проблем развития искусства и художественной формы.

В начале 1920-х Ермолаева вернулась в Петроград, где возглавила лабораторию цвета в Государственном институте художественной культуры (ГИНХУК). Параллельно много работала в качестве иллюстратора — это занятие оставалось для нее единственным источником заработка после разгона ГИНХУКа. В декабре 1934 года в связи с убийством Кирова поднялась волна арестов, в числе прочих репрессиям подверглись и многие участники «Группы художественно-пластического реализма». За Верой Ермолаевой пришли 25 декабря.

Как рассказала корреспонденту TANR Антонина Заинчковская, кандидат искусствоведения, автор книг о Вере Ермолаевой, та попала в «Кировский поток» как социально-опасный элемент, была осуждена на три года и выслана в Казахстан. Там, уже повторно, в 1937 году, за три месяца до завершения срока, была осуждена «тройкой» НКВД по Карагандинской области и расстреляна. Похоронена на одном из лагерных кладбищ возле поселка Долинка под Карагандой. Вместе с Верой Михайловной в том же лагере, но в другом его отделении, отбывал срок ее соратник Владимир Стерлигов. Всего по делу «Группы художественно-пластического реализма» проходили около 20 человек.

Инициаторами установки памятного знака Вере Ермолаевой стали сотрудники отдела рисунка Государственного Русского музея, где хранится самая большая коллекция ее произведений. «Хотим установить знак от имени всех петербургских художников», — написала в заявке искусствовед Екатерина Евсеева. «Она всю жизнь была вне политики, жила только искусством, это художник высочайшего уровня культуры и яркого таланта, — сказала TANR Наталья Козырева, завотделом рисунка ГРМ. — В нашем собрании хранятся самые, на мой взгляд, интересные ее работы. Почти два десятка листов есть в ГМИИ, часть рисунков и картин Ермолаевой — по частным коллекциям».

Как раз сейчас, 28 марта, в Париже, в Центре Помпиду, открывается выставка «Шагал, Лисицкий, Малевич. Русский авангард в Витебске (1918–1922)». Здесь будут представлены и семь работ Веры Ермолаевой витебского периода.

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+