18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Лучше мы к вам на Колыму

В Магадане прошел фестиваль искусства «Территория. Магадан», в рамках которого показали спектакли-победители «Золотой маски» и открыли выставку Василия Шухаева, одного из знаменитых узников колымских лагерей

Спектакль «Бабушки» Театра «Практика» - легендарная постановка по рассказам сибирских жителей. Фото: TERRITORIЯ / Moscow Museum of Modern Art / ПОЛЮС
Открытие выставки Василия Шухаева «Театр - территория свободы» в Краеведческом музее Фото: TERRITORIЯ / Moscow Museum of Modern Art / ПОЛЮС
Нагаевская бухта. Фото: Анастасия Петракова
Пример узелкового письма. Экспозиция Магаданского краеведческого музея. Фото: Анастасия Петракова
Василий Шухаев, Александр Яковлев.Автопортреты (Арлекин и Пьеро).  1914. Фото: MMOMA
Открытие выставки «Театр - территория свободы». Фото: Глеб Кузнецов
Спектакль «Мирлифлор». Фото: Глеб Кузнецов
Спектакль «Бабушки» Театра «Практика» - легендарная постановка по рассказам сибирских жителей.
Фото: TERRITORIЯ / Moscow Museum of Modern Art / ПОЛЮС
Открытие выставки Василия Шухаева «Театр - территория свободы» в Краеведческом музее
Фото: TERRITORIЯ / Moscow Museum of Modern Art / ПОЛЮС
Нагаевская бухта.
Фото: Анастасия Петракова
Пример узелкового письма. Экспозиция Магаданского краеведческого музея.
Фото: Анастасия Петракова
Василий Шухаев, Александр Яковлев.Автопортреты (Арлекин и Пьеро). 1914.
Фото: MMOMA
Открытие выставки «Театр - территория свободы».
Фото: Глеб Кузнецов
Спектакль «Мирлифлор».
Фото: Глеб Кузнецов

Московский фестиваль «Территория» впервые отправился на гастроли так далеко. Вместе с ним на Колыму последовал Московский музей современного искусства (ММОМА) с выставкой «Театр — территория свободы», чтобы спустя три года после столичной ретроспективы Василия Шухаева (1887–1973) привезти часть работ художника туда, где он провел десять лет своей жизни.

Блестящий рисовальщик, неоклассицист, участник «Мира искусства», Шухаев начал свою карьеру сценографа с оформления спектаклей Всеволода Мейерхольда. На известнейшем двойном автопортрете 1914 года из коллекции Государственного Русского музея Шухаев предстает в образе Пьеро, а его друг и единомышленник Александр Яковлев одет в костюм Арлекина. После революции Шухаев уезжает за границу: сначала в Финляндию, потом во Францию, — много путешествует, работает с разными театрами.

Куратор выставки Елена Каменская рассказывала в интервью TANR о подробностях биографии художника: «В Париже, куда Шухаев попал в 1921 году, он сотрудничал с издательством Якова Шифрина „Плеяда“, оформил несколько изданий русской классики. Примерно тогда же он приступает к работе в парижском театре Балиева „Летучая мышь“ и в кинематографе. В начале 1930-х на страницах Vanity Fair публиковались карикатуры Шухаева на известных писателей и политических деятелей, в том числе на Гитлера и Сталина».

Но в 1935 году Василий Шухаев решает вернуться на родину в СССР, где сразу получает важные заказы, например на росписи Библиотеки им. Ленина (не осуществлено), постановки в БДТ и Кировском (ныне Мариинском) театре. В 1937 году он был арестован вместе со своей женой Верой, обвинен в шпионаже по 58-й статье и приговорен к восьми годам «исправлагеря» на Колыме. После нескольких лет на лесоповале и прочих каторжных испытаний художника-зэка допускают оформлять клуб им. Горького, который потом стал Магаданским музыкально-драматическим театром. С 1941 по 1945 год, когда его освободили, Шухаев неофициально был главным художником театра, а два года до 1947-го — уже официальным вольнонаемным. Наконец, в 1947 году он уехал в Тбилиси, где опять пережил арест, гонения, прекращение преследований в 1958-м и где умер в 1973 году.

Елена Каменская и научный консультант выставки Елена Яковлева уже на московской ретроспективе художника представили многие до того неизвестные работы и документы из архивов ФСБ. А в процессе подготовки нынешней выставки обнаружили в магаданских архивах и включили в экспозицию эскизы Шухаева, 20 лет назад спасенные буквально с помойки художником магаданского театра Владимиром Мягковым. Помимо картин, театральных эскизов и книжной графики самого Василия Шухаева, в экспозиции представлены и работы его жены Веры, атрибутированные прямо накануне открытия выставки.

Выставка «Театр — территория свободы» расположилась в Магаданском краеведческом музее. Прямо под ней — постоянная экспозиция «Колыма. Севвостлаг 1932–1956», которая показывает подлинные свидетельства жизни в ГУЛАГе. Тут утварь лагерников, заношенные до дыр вещи, охранная вышка, санки для перевозки трупов, катушки ниток — знаменитые узелковые письма, которые не писались, а завязывались, потому что писать было запрещено.

У местных всегда было особенное отношение именно к театру: во времена лагерей он элементарно помогал выживать, да и появился здесь раньше, чем селение у Нагаевской бухты приобрело статус города. «От злой тоски не матерись!» — пела героиня спектакля «Магадан/Кабаре» Наталья Рожкова со сцены подлатанного, отреставрированного благодаря фестивалю «Территория» магаданского театра. И исполняя одну за одной баянные аранжировки песен Бутырки, Михаила Круга и Вячеслава Бутусова, постепенно срывалась до хрипа, словно обливая бранью и эти сопки, и этот постоянно сыплющийся на голову снег, и весь этот благословенный золотой край, хранящий страшную историю.

В традициях фестиваля устраивать после спектаклей обсуждения. Можно было спросить и о символическом танце бабушек с платком в спектакле «Бабушки» театра «Практика», и о том, почему в «Мирлифлоре» костромского коллектива «ДиалогДэнс» говорят языком пластики, воплощая задумку бельгийки Корин Пантьес о страсти, превращающей людей в животных, да и о других постановках трупп — победителей фестиваля «Золотая маска», приехавших сюда из красноярского Лесосибирска и иркутского Черемхово.

В насыщенной образовательной программе фестиваля было много дискуссий, и не важно, были ли они посвящены взаимоотношениям драматурга с режиссером или фандрайзингу в культуре, — здесь говорили о запретах, театральной цензуре и, конечно, беспокоились о судьбе недавно арестованного режиссера Кирилла Серебренникова, одного из учредителей фестиваля «Территория». Вспоминали об истории московского латышского театра «Скатувэ», вся труппа которого была расстреляна. «Эта традиция несвободы очень агрессивна, она продолжает существовать. Как при этом существовать художнику — непонятно», — делился мнением историк Анатолий Голубовский. Непонятным оказалось и многое другое. Почему, например, в Магадане, на земле, хранящей память о 200 тыс. репрессированных, делают открытки и брелоки со Сталиным, выкрикивают «Наш Магадан — самый лагеристый из лагерей»?

В Магадане все напоминает о том, что главное искусство здесь — золотодобывающее. Магазинов золота больше, чем продуктовых, и везде красуются растяжки «Колыма — золотая столица России». Чтобы оживить и разнообразить местную культурную жизнь, и был задуман фестиваль, который поддержало ПАО «Полюс», крупнейшая золотодобывающая компания России. В программу включена, например, и фотовыставка ТАСС в магаданской библиотеке им. Пушкина. Здесь показывают труд горняков, сбор драги на золотых приисках и лица лучших бригадиров горно-обогатительного комбината «Тревожное зарево».

Все, кто приезжает в Магадан, обязательно поднимаются на сопку Крутая, где находится «Маска скорби» — огромный мемориал Эрнста Неизвестного, посвященный жертвам репрессий, первый установленный в России такого рода памятник. Благодаря фестивалю местные власти заговорили о создании художественного музея. Светлана Будникова, заместитель директора Магаданского областного краеведческого музея, убеждала TANR, что для воплощения идеи готово почти все: «К открытию в 1987 году мемориала „Маска скорби“ мы делали выставку репрессированных художников. Эрнст Неизвестный смотрел нашу коллекцию и был потрясен уровнем работ. В прошлом году у нас проходила выставка Михаила Шемякина, и он тоже высоко оценил коллекцию». Одобрительно кивал и губернатор Магаданской области Владимир Печеный: «У меня есть идеи по этому поводу. Уже есть готовое здание, но я не буду пока его называть».


Магаданский областной краеведческий музей
Василий Шухаев. «Театр — территория свободы»
До 13 ноября

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+