Что покупают любители искусства на книжной ярмарке non/fictio

Презентация книги «Архив Харджиева» с уникальными архивами русских авангардистов, новинки от арт-издательств, выставка книжной иллюстрации и другие события 19-й ярмарки интеллектуальной литературы

Книга «Архив Харджиева». Фото: IN ARTIBUS Foundatio
Книга «Архив Харджиева».
Фото: IN ARTIBUS Foundatio

На ярмарке интеллектуальной литературы non/fiction решили поддержать тенденцию этой осени, щедрой на выставки русского авангарда (Эль Лисицкий в Третьяковской галерее и Еврейском музее, Казимир Малевич на ВДНХ), и посвятить одну из главных книжных презентаций сборнику статей, писем и документов художников русского авангарда. Книга «Архив Харджиева», выпущенная к одноименной выставке в фонде IN ARTIBUS, — событие большой важности. Собрание документов исследователя русского авангарда Николая Харджиева лишь недавно обрело цельность благодаря специалистам РГАЛИ — часть его находилась в Стеделейк-музее в Амстердаме, куда в 1990-е переехал коллекционер.

Книга открывает серию, которую замыслил фонд IN ARTIBUS, через год выйдет второй том, а в 2019 году, когда откроется еще одна часть закрытого по завещанию Харджиева архива, — третий. Туда войдут личные дневники собирателя, о жизни которого, по замечанию искусствоведа, научного редактора книги Андрея Сарабьянова, «можно снимать детективный сериал». На презентации команда специалистов, готовивших издание к выходу, рассказала о человеке-легенде.

«Харджиев чувствовал свою миссию, полагал, что только он один может сохранить авангард, — отметил Сарабьянов. — Отсюда его судьба: он никого к себе не пускал, описи его коллекции не существует, полностью ее не видел никто. А ведь там было десять картин Малевича, 100 его рисунков, не говоря уже о картинах Розановой, Ларионова».

На презентации книги «Архив Харджиева» команда специалистов, готовивших издание, рассказала о человеке-легенде. Фото: IIN ARTIBUS Foundatio
На презентации книги «Архив Харджиева» команда специалистов, готовивших издание, рассказала о человеке-легенде.
Фото: IIN ARTIBUS Foundatio

Александр Парнис, составитель книги, рассказывал, как на конференции в честь 100-летия Николая Харджиева в Одессе начались первые переговоры с голландским фондом Харджиева — Чаги. Директор РГАЛИ Татьяна Горяева напомнила о тех документах, которые в результате этого удалось опубликовать: «В книге есть статья Малевича „Мы“, которая была известна только в упоминаниях самого художника, бесподобная переписка ученицы Малевича Нины Коган и Петра Митурича, статья Алексея Гана, написанная для персональной выставки Малевича и известная лишь по упоминаниям в критических статьях 1920-х годов, и многое другое».

Стоит отметить, что non/fiction — место, где купить книжную новинку еще нужно успеть. Вскоре после открытия у крупных издательств раскупают все лучшее из ярмарочного топ-листа — он представлен на первом этаже в специальной витрине изданиями, отобранными организаторами ярмарки. В этом году в топ включено немало изданий об искусстве. К примеру, сборник эссе о художниках XIX–XX века «Открой глаза» Джулиана Барнса, рекомендованный всеми книжными критиками, на стенде «Эксмо» разбирается до обеда. Похожая история и с «Главным в истории искусств» от Сьюзи Ходж на стенде «Манн, Иванов и Фербер», которую покупают, вероятно, еще и за доступность и лаконичность. Пользуются популярностью дневники и записи. По наблюдению сотрудников стендов издательств «Арт-Волхонка» и «Искусство-XXI век», хорошо покупают серию «Записки художника» с дневниками Евгения Лансере, Нины Кандинской, Марианны Веревкиной. Причем неплохо продаются даже большие дорогие издания, например каталог Эль Греко. У Ad Marginem хорошо покупают «Краткую историю современного искусства» Герберта Рида и собрание графики «Эйзенштейн на бумаге» из совместной издательской программы с музеем «Гараж» и «Круг тотальной архитектуры» Вальтера Гропиуса.

Презентация книги «Архив Харджиева» на книжной ярмарке non/fiction. Фото: IN ARTIBUS Foundatio
Презентация книги «Архив Харджиева» на книжной ярмарке non/fiction.
Фото: IN ARTIBUS Foundatio

У стенда издательства Ирины Тархановой «Барбарис» по традиции много гостей ярмарки. Они скупают щедро иллюстрированные воспоминания художницы Алисы Порет, книги из серии записок путешественника «По России с Сировским», перебирают иллюстрированные игральные карты с писателями.

На музейных стендах можно купить каталоги популярных у зрителей выставок, даже тех, что еще идут. Например, «Некто 1917» в Новой Третьяковке в алом или «Хаим Сутин. Ретроспектива» в ГМИИ им. А.С.Пушкина в синем переплете.

На выставке книжной иллюстрации выделяется стенд Светланы Филипповой, автора иллюстраций к платоновскому «Чевенгуру», «Темным аллеям» Ивана Бунина и рассказам Людмилы Улицкой.

За расписанием презентаций других книг, а также работой образовательной программы следите на сайте ярмарки.

До 3 декабря

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+