18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Что покупают любители искусства на книжной ярмарке non/fictio

Презентация книги «Архив Харджиева» с уникальными архивами русских авангардистов, новинки от арт-издательств, выставка книжной иллюстрации и другие события 19-й ярмарки интеллектуальной литературы

На ярмарке интеллектуальной литературы non/fiction решили поддержать тенденцию этой осени, щедрой на выставки русского авангарда (Эль Лисицкий в Третьяковской галерее и Еврейском музее, Казимир Малевич на ВДНХ), и посвятить одну из главных книжных презентаций сборнику статей, писем и документов художников русского авангарда. Книга «Архив Харджиева», выпущенная к одноименной выставке в фонде IN ARTIBUS, — событие большой важности. Собрание документов исследователя русского авангарда Николая Харджиева лишь недавно обрело цельность благодаря специалистам РГАЛИ — часть его находилась в Стеделейк-музее в Амстердаме, куда в 1990-е переехал коллекционер.

Книга открывает серию, которую замыслил фонд IN ARTIBUS, через год выйдет второй том, а в 2019 году, когда откроется еще одна часть закрытого по завещанию Харджиева архива, — третий. Туда войдут личные дневники собирателя, о жизни которого, по замечанию искусствоведа, научного редактора книги Андрея Сарабьянова, «можно снимать детективный сериал». На презентации команда специалистов, готовивших издание к выходу, рассказала о человеке-легенде.

«Харджиев чувствовал свою миссию, полагал, что только он один может сохранить авангард, — отметил Сарабьянов. — Отсюда его судьба: он никого к себе не пускал, описи его коллекции не существует, полностью ее не видел никто. А ведь там было десять картин Малевича, 100 его рисунков, не говоря уже о картинах Розановой, Ларионова».

Александр Парнис, составитель книги, рассказывал, как на конференции в честь 100-летия Николая Харджиева в Одессе начались первые переговоры с голландским фондом Харджиева — Чаги. Директор РГАЛИ Татьяна Горяева напомнила о тех документах, которые в результате этого удалось опубликовать: «В книге есть статья Малевича „Мы“, которая была известна только в упоминаниях самого художника, бесподобная переписка ученицы Малевича Нины Коган и Петра Митурича, статья Алексея Гана, написанная для персональной выставки Малевича и известная лишь по упоминаниям в критических статьях 1920-х годов, и многое другое».

Стоит отметить, что non/fiction — место, где купить книжную новинку еще нужно успеть. Вскоре после открытия у крупных издательств раскупают все лучшее из ярмарочного топ-листа — он представлен на первом этаже в специальной витрине изданиями, отобранными организаторами ярмарки. В этом году в топ включено немало изданий об искусстве. К примеру, сборник эссе о художниках XIX–XX века «Открой глаза» Джулиана Барнса, рекомендованный всеми книжными критиками, на стенде «Эксмо» разбирается до обеда. Похожая история и с «Главным в истории искусств» от Сьюзи Ходж на стенде «Манн, Иванов и Фербер», которую покупают, вероятно, еще и за доступность и лаконичность. Пользуются популярностью дневники и записи. По наблюдению сотрудников стендов издательств «Арт-Волхонка» и «Искусство-XXI век», хорошо покупают серию «Записки художника» с дневниками Евгения Лансере, Нины Кандинской, Марианны Веревкиной. Причем неплохо продаются даже большие дорогие издания, например каталог Эль Греко. У Ad Marginem хорошо покупают «Краткую историю современного искусства» Герберта Рида и собрание графики «Эйзенштейн на бумаге» из совместной издательской программы с музеем «Гараж» и «Круг тотальной архитектуры» Вальтера Гропиуса.

У стенда издательства Ирины Тархановой «Барбарис» по традиции много гостей ярмарки. Они скупают щедро иллюстрированные воспоминания художницы Алисы Порет, книги из серии записок путешественника «По России с Сировским», перебирают иллюстрированные игральные карты с писателями.

На музейных стендах можно купить каталоги популярных у зрителей выставок, даже тех, что еще идут. Например, «Некто 1917» в Новой Третьяковке в алом или «Хаим Сутин. Ретроспектива» в ГМИИ им. А.С.Пушкина в синем переплете.

На выставке книжной иллюстрации выделяется стенд Светланы Филипповой, автора иллюстраций к платоновскому «Чевенгуру», «Темным аллеям» Ивана Бунина и рассказам Людмилы Улицкой.

За расписанием презентаций других книг, а также работой образовательной программы следите на сайте ярмарки.

До 3 декабря

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+