18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Что покупают любители искусства на книжной ярмарке non/fictio

Презентация книги «Архив Харджиева» с уникальными архивами русских авангардистов, новинки от арт-издательств, выставка книжной иллюстрации и другие события 19-й ярмарки интеллектуальной литературы

На ярмарке интеллектуальной литературы non/fiction решили поддержать тенденцию этой осени, щедрой на выставки русского авангарда (Эль Лисицкий в Третьяковской галерее и Еврейском музее, Казимир Малевич на ВДНХ), и посвятить одну из главных книжных презентаций сборнику статей, писем и документов художников русского авангарда. Книга «Архив Харджиева», выпущенная к одноименной выставке в фонде IN ARTIBUS, — событие большой важности. Собрание документов исследователя русского авангарда Николая Харджиева лишь недавно обрело цельность благодаря специалистам РГАЛИ — часть его находилась в Стеделейк-музее в Амстердаме, куда в 1990-е переехал коллекционер.

Книга открывает серию, которую замыслил фонд IN ARTIBUS, через год выйдет второй том, а в 2019 году, когда откроется еще одна часть закрытого по завещанию Харджиева архива, — третий. Туда войдут личные дневники собирателя, о жизни которого, по замечанию искусствоведа, научного редактора книги Андрея Сарабьянова, «можно снимать детективный сериал». На презентации команда специалистов, готовивших издание к выходу, рассказала о человеке-легенде.

«Харджиев чувствовал свою миссию, полагал, что только он один может сохранить авангард, — отметил Сарабьянов. — Отсюда его судьба: он никого к себе не пускал, описи его коллекции не существует, полностью ее не видел никто. А ведь там было десять картин Малевича, 100 его рисунков, не говоря уже о картинах Розановой, Ларионова».

Александр Парнис, составитель книги, рассказывал, как на конференции в честь 100-летия Николая Харджиева в Одессе начались первые переговоры с голландским фондом Харджиева — Чаги. Директор РГАЛИ Татьяна Горяева напомнила о тех документах, которые в результате этого удалось опубликовать: «В книге есть статья Малевича „Мы“, которая была известна только в упоминаниях самого художника, бесподобная переписка ученицы Малевича Нины Коган и Петра Митурича, статья Алексея Гана, написанная для персональной выставки Малевича и известная лишь по упоминаниям в критических статьях 1920-х годов, и многое другое».

Стоит отметить, что non/fiction — место, где купить книжную новинку еще нужно успеть. Вскоре после открытия у крупных издательств раскупают все лучшее из ярмарочного топ-листа — он представлен на первом этаже в специальной витрине изданиями, отобранными организаторами ярмарки. В этом году в топ включено немало изданий об искусстве. К примеру, сборник эссе о художниках XIX–XX века «Открой глаза» Джулиана Барнса, рекомендованный всеми книжными критиками, на стенде «Эксмо» разбирается до обеда. Похожая история и с «Главным в истории искусств» от Сьюзи Ходж на стенде «Манн, Иванов и Фербер», которую покупают, вероятно, еще и за доступность и лаконичность. Пользуются популярностью дневники и записи. По наблюдению сотрудников стендов издательств «Арт-Волхонка» и «Искусство-XXI век», хорошо покупают серию «Записки художника» с дневниками Евгения Лансере, Нины Кандинской, Марианны Веревкиной. Причем неплохо продаются даже большие дорогие издания, например каталог Эль Греко. У Ad Marginem хорошо покупают «Краткую историю современного искусства» Герберта Рида и собрание графики «Эйзенштейн на бумаге» из совместной издательской программы с музеем «Гараж» и «Круг тотальной архитектуры» Вальтера Гропиуса.

У стенда издательства Ирины Тархановой «Барбарис» по традиции много гостей ярмарки. Они скупают щедро иллюстрированные воспоминания художницы Алисы Порет, книги из серии записок путешественника «По России с Сировским», перебирают иллюстрированные игральные карты с писателями.

На музейных стендах можно купить каталоги популярных у зрителей выставок, даже тех, что еще идут. Например, «Некто 1917» в Новой Третьяковке в алом или «Хаим Сутин. Ретроспектива» в ГМИИ им. А.С.Пушкина в синем переплете.

На выставке книжной иллюстрации выделяется стенд Светланы Филипповой, автора иллюстраций к платоновскому «Чевенгуру», «Темным аллеям» Ивана Бунина и рассказам Людмилы Улицкой.

За расписанием презентаций других книг, а также работой образовательной программы следите на сайте ярмарки.

До 3 декабря

Самое читаемое:
1
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
2
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
3
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
4
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
5
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
6
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
Директор Новгородского музея-заповедника рассказал нам о своем учреждении, которое состоит из 135 объектов (многие из них — памятники ЮНЕСКО), объединенных в 48 площадок, и хранит почти миллион экспонатов
23.01.2025
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
7
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+