18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Архив Николая Харджиева впервые покажут в России в фонде IN ARTIBUS

Уникальные черновики, рукописи, живопись и графику русского авангарда из недавно воссоединившейся коллекции выставят в московском фонде IN ARTIBUS

Коллекция Николая Харджиева, дело всей его жизни, — одно из самых значительных собраний, связанных с историей русского авангарда. Среди прочего в нем находятся рукописи Казимира Малевича, Эль Лисицкого, переписки Михаила Матюшина, документы, связанные с Еленой Гуро, Нико Пиросмани, Михаилом Врубелем, книги, оформленные Наталией Гончаровой, Ольгой Розановой, Давидом Бурлюком, и многое другое. Больше всего коллекционер радел о том, чтобы его собрание не разделялось, — и по иронии судьбы, все получилось с точностью до наоборот. Когда Николай Харджиев решил эмигрировать в Нидерланды в начале 1990-х, он хотел забрать драгоценный архив с собой целиком, не оставляя ничего государству. Немалая часть его архива была нелегально вывезена в Амстердам и оказалась в Стеделейк-музее, а вторая была задержана на таможне Шереметьево и в 1994 году передана в Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Так коллекция оказалась разорванной между двумя институциями на долгих 17 лет — только в 2011 году после многолетних переговоров между РГАЛИ и Фондом Харджиева-Чаги амстердамская часть архива вернулась в Москву, и собрание снова стало цельным. Однако открыть архив для публики сразу же оказалось невозможным: боясь расхищения московской части собрания, при передаче ее РГАЛИ в 1994 году Харджиев поставил условие, что коллекция будет храниться в качестве закрытого фонда до 2019 года. Из-за особенной значимости собрания для науки было принято компромиссное решение оставить закрытой только ту часть, которая имеет непосредственное отношение к личности Харджиева, благодаря чему появилась возможность показать коллекционную часть архива. Экспозиция в фонде IN ARTIBUS, кураторами которой выступили Екатерина Бобринская и Анна Корндорф, станет не просто выставочным, но и исследовательским проектом, где, помимо документов и художественных произведений Велимира Хлебникова, Владимира Татлина, Ольги Розановой и других деятелей авангарда, можно будет впервые увидеть теоретические труды Эль Лисицкого, Казимира Малевича, Михаила Матюшина и не только. Причем вещи из архива Харджиева будут сопровождать предметы, предоставленные частными коллекциями и московскими музеями, а одновременно с открытием выставки выйдет первый из трех томов документов из архива Николая Харджиева.

Фонд IN ARTIBUS
«Архив Харджиева»
11 октября — 30 января 2018

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+