18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Юрий Мудров: «Я не сторонник митингов и конфликтов»

Новый директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» Юрий Мудров рассказал TANR о сотрудничестве с РПЦ, ротации кадров, изменениях в проведении служб, создании музея петербургской реставрации и будущем Спаса на Крови

Фото: museum.ru
Фото: museum.ru

Для вас назначение на эту должность стало неожиданностью или вы сами проявили инициативу?

Нет, никакой инициативы не проявлял. Мне предложили возглавить музей — я согласился.

С вами обсуждали вопрос о возможной передаче Исаакиевского собора церкви?

Этот вопрос никто не обсуждал. Наоборот, мне сказали: работайте спокойно, в обычном режиме, все остается на своих местах.

То есть статус музея у Исаакия остается?

Да, ничего не поменялось, он остается музеем-памятником, и средства, которые музей зарабатывает от экскурсионной и туристической деятельности, по-прежнему идут в бюджет города, на зарплату сотрудников, на оплату реставрации.

Как тогда понимать слова Ксении Чернеги, главы юридической службы Московской патриархии, сказанные ею еще в марте, что, как только музей завершит опись экспонатов, церковь подаст заявку на передачу ей собора?

Такую задачу — составить опись предметов — передо мной никто не ставил. А самое-то главное — опись музейных предметов и объектов Исаакия существует с тех пор, как он стал музеем. И это очень серьезное дело — государственный музейный фонд, за сохранность которого мы отчитываемся не только перед нашим учредителем Комитетом по культуре Санкт-Петербурга — по этой линии мы отчитываемся перед Министерством культуры России. Все отчетные документы по музейному фонду находятся под строжайшим контролем государства.

Вы обсуждали возможную передачу собора с церковью, с митрополитом Варсонофием?

Рабочая встреча с ним еще должна будет состояться. Но вопросы передачи находятся не в нашем ведении, ими непосредственно руководят два городских комитета — по культуре и по имущественным отношениям.

Как вы сами относитесь к гипотетической передаче собора?

Никак не отношусь, потому что сейчас для меня руководство — это то, что сказал президент Путин. А он четко сказал, что в Исаакиевском соборе будет и музей, и храм. Что-либо менять — организационно, юридически — нам никто такой команды не давал, мы сами ничего менять не можем и не планируем.

Исаакиевский собор. Придел Святой Екатерины. Фото: Игорь Абрамов
Исаакиевский собор. Придел Святой Екатерины.
Фото: Игорь Абрамов

Вы следили за скандалом вокруг возможной передачи музея церкви?

Конечно, следил, это невозможно было не заметить, и меня поражали некоторые активисты, которые договорились даже до того, что Исаакий вообще никогда не был церковью-собором, что он строился как памятник и только. Но я не сторонник митингов и конфликтов, уверен, что многие вопросы можно разрешить, если слушать друг друга и работать на общее дело.

Что у вас в ближайших планах?

Важное сейчас для нас — подготовка юбилейной выставки, посвященной 200-летию с начала строительства Исаакиевского собора, которое мы отметим в следующем году. Это будет грандиозная выставка, в которой участвуют многие петербургские музеи, архивы. Ее экспозиция в подробностях, в документах и экспонатах, расскажет обо всех деталях двухвековой истории собора. Сначала хотели делать выставку в ЦВЗ «Манеж», но у них в следующем году свободен только август, поэтому мы обратились в Российский этнографический музей, и они любезно согласились. Выставка пройдет в конце первого квартала 2018 года, в феврале — марте, что соответствует началу работ над Исаакиевским собором. Мы покажем, как он строился, как совершенствовался, его техническое состояние, как за ним наблюдали, в чьем ведении он находился. Уверен, что всем станет абсолютно ясно, что это такое — Исаакиевский собор. Коснемся мы и послереволюционного периода: и гонений на церковь, и устройства музея, и тех людей, которые много сделали для Исаакиевского собора.

Какие у вас планы на новое здание, выделенное музею на Большой Морской улице?

Мы уже работаем над концепцией и планами музея петербургской, ленинградской реставрации, который хотим там открыть. Реставрация для нашего города — очень важная тема. Уже в середине войны было открыто ремесленное училище реставраторов. Еще не была снята блокада, а мастера уже думали о том, как надо будет восстанавливать великий город. Хотим сделать эту экспозицию живой, современной, интерактивной, интересной современным молодым людям. И конечно, будем создавать банк данных, исторический архив, посвященный реставрации в Петербурге.

Верно ли я поняла вашу позицию, что теперешнее состояние Исаакия, когда он является музеем и одновременно там проходят службы, вы считаете правильным?

Да, это абсолютно нормально. И не нужно никакого противостояния, нужна совместная работа, необходимо даже к противной стороне обращаться, если требуется помощь. Собор — петербургский, и он — для всего мира! Считаю, что его надо из яблока раздора превращать в символ единства. Потому что культура и духовная жизнь важны для всех.

Что-то будете менять принципиально в режиме работы Исаакия, в условиях для туристов?

Сегодня ничего принципиально менять не будем, все останется по-прежнему. Единственное — службы на двунадесятые праздники будут проходить торжественно, в центральном нефе, и в это время вход будет как в собор — свободным и бесплатным для всех. Что касается экскурсантов и туристов — ни один турист никогда не пожаловался, что ему служба мешает осматривать собор.

Исаакиевский собор. Плафон главного купола. Карл Брюллов. «Богоматерь в окружении святых»
Исаакиевский собор. Плафон главного купола. Карл Брюллов. «Богоматерь в окружении святых»

Беспокоит судьба сотрудников музея. Будет ли сокращение штата?

Ни в мыслях, ни в предложениях у нас никаких сокращений не предусматривается. Единственное, что после ухода Николая Бурова ушла его заместитель по связям с церковью, а в первый мой день работы подала заявление по собственному желанию Ирада Вовненко, даже не встретившись со мной. Я подписал ее заявление, мы ее материально поощрили и расстались без конфликта.

Вы уже познакомились с коллективом?

Да, и я очень доволен. Это высококлассные специалисты: экскурсоводы — ассы своего дела, прекрасно работает вся инфраструктура, детский центр, а уж про реставраторов я молчу — это настоящие профессионалы. Прошу прощения у коллег: не могу всех упомянуть. Коллектив прекрасный, работоспособный. Конечно, всех пугают возможные изменения, и они меня об этом спрашивали. Я сказал, что сегодня никаких изменений, на мой взгляд, не должно быть. Музей продолжает работать, никаких специальных установок и задач передо мной не ставили.

На ваш взгляд опытного реставратора, каково состояние музея, музейных экспонатов? Экс-директор Николай Буров считал, что серьезной реставрации требует масляная живопись.

Состояние музея приличное, за ним следят и поддерживают в норме мониторинговая и контрольная системы. Что касается реставрации живописи, рядом с приделом Святой Екатерины, она идет успешно и по графику. Фонарь тоже реставрируется, и я думаю, что к следующему туристическому сезону он предстанет во всей красе, хотя там ведутся сложнейшие работы. Все идет, как раньше говорили, в плановом порядке. У нас есть огромная специальная служба, во главе которой стоит Борис Данилович Подольский, он раньше работал в Царском Селе. Кстати, хотим в скором времени организовать пресс-тур для журналистов в формате брифинга и показать им и состояние собора, и систему контроля, начиная от того, как собор «давит на землю», до температурно-влажностного режима, пыли в пространстве собора, состояния колоннады.

Спас на Крови остается в составе музея?

С ним все в порядке, он остается музеем. Я понимаю, что общество может беспокоиться и выдвигать инициативы, но сегодня наш коллектив тщательно заботится о храме. И поверьте, у нас в музее есть люди, которые почти 50 лет работают здесь, он для них родной. И они, и мы все сделаем так, чтобы собор блистал.


СПРАВКА

Юрий Мудров — искусствовед, член Союза художников, вице-президент Российского комитета Международного совета музеев (ICOM UNESCO, ИКОМ ЮНЕСКО), член Европейского общества культуры (SEC).

Родился в Пскове. Окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина. Прежде занимал руководящие должности в музеях-заповедниках «Павловск» и «Ораниенбаум», Санкт-Петербургском фонде культуры, Государственном музее истории религии. Автор многих книг. В течение восьми лет, с 2006 по 2014 год, руководил выставочным проектом «Александр Бенуа ди Стетто (1896–1979). Возвращение в Россию», который выставлял в том числе в Исаакиевском соборе.

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Рейтинг посещаемости российских музеев за 2022 год: топ-50
Мы публикуем рейтинги посещаемости российских музеев ежегодно начиная с 2013-го и воспринимаем их как статистическое отражение реальной ситуации в музейной сфере. Для наших музеев 2022 год оказался не худшим
04.05.2023
Рейтинг посещаемости российских музеев за 2022 год: топ-50
3
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
4
Рейтинг посещаемости российских художественных выставок за 2022 год: топ-50
Топ-50 самых популярных российских выставок за 2022 год составлен на основании опроса, проведенного нашей редакцией. Во внимание принимались только художественные выставки или те, что содержали художественную составляющую
04.05.2023
Рейтинг посещаемости российских художественных выставок за 2022 год: топ-50
5
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
6
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
7
Музейный рейтинг, обратная связь: ни к старому, ни к новому, а к приемлемому
Приоритеты, тренды, активности и другие перспективные формы работы отечественных музеев — в нашем обзоре
04.05.2023
Музейный рейтинг, обратная связь: ни к старому, ни к новому, а к приемлемому
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+