18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Что будет с Исаакием после передачи РПЦ

Георгий Полтавченко заявил, что знаменитый Исаакиевский собор будет передан Русской православной церкви до конца 2017 года. Решение выводит и без того затяжной конфликт на новый уровень и порождает множество вопросов

Вид на Исаакиевский собор. Фото: Александр Рощин/ТАСС
Вид на Исаакиевский собор.
Фото: Александр Рощин/ТАСС

Почти двухлетнее противостояние городской администрации Санкт-Петербурга и местной епархии Русской православной церкви, требовавшей во владение Исаакиевский собор, завершилось победой церкви. Как сообщает ТАСС, 10 января принято решение о передаче одного из главных музеев Северной столицы в ведение РПЦ.

Заявив, что «вопрос решен», и желая успокоить либеральную общественность, губернатор Петербурга Георгий Полтавченко заметил, что «по договоренности между патриархом и мною собор сохранит музейно-просветительскую функцию», и заверил всех, что «доступ в здание будет обеспечен представителям всех конфессий». Но само заявление чиновника подтверждает, что конфликт далеко не исчерпан.

Эта история тянется с лета 2015 года, когда Санкт-Петербургская епархия обратилась к городу с просьбой передать ей Исаакиевский собор и Спас на Крови. Тогда просителям отказали, сохранив оба храма в оперативном управлении СПБ ГБУК «Государственный музей-памятник „Исаакиевский собор“» (помимо них, в состав музейного комплекса входили Сампсониевский и Смольный соборы, но последний в настоящий момент уже передан церкви). Против передачи выступил тогда министр культуры Владимир Мединский и многие жители города — петиция на эту тему тут же собрала около 90 тыс. подписей, а несколько депутатов местного заксобрания предложили провести референдум (теперь градозащитники пытаются эту идею реанимировать).

Церковь однако продолжала настаивать, и, как сообщает интернет-газета «Фонтанка.ру», соглашение о передаче собора было достигнуто на недавней встрече губернатора Петербурга Георгия Полтавченко и патриарха Кирилла. Процесс перехода памятника в другие руки решено завершить к декабрю 2017 года, но специалисты считают эти сроки нереальными и называют другую дату — 2019 год.

Передача, а не возвращение

Ленинград. Площадь Декабристов и Исаакиевский собор в годы блокады. Фотохроника ТАСС
Ленинград. Площадь Декабристов и Исаакиевский собор в годы блокады. Фотохроника ТАСС

Если рассматривать ситуацию исключительно в русле традиционных претензий РПЦ на возвращение отобранного у нее большевиками, конфликт можно считать решенным. Претензии РПЦ, подобные нынешней, возникают начиная с 1990 года и, чем дальше, тем чаще удовлетворяются — для того и принимался в 2010-м федеральный закон № 237 «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения», согласно которому церковная община может получить здание в собственность либо в безвозмездное пользование. После этого в ведение РПЦ перешло 270 церквей, монастырей и прочих строений. Под прочими может пониматься, например, доходный дом, некогда принадлежавший церкви (у больших приходов могло быть и несколько домов); известны случаи, когда РПЦ подавала в суд на владельцев такого здания, требуя его в собственность.

С Исаакием история принципиально иная. Строившееся 40 лет грандиозное сооружение Огюста Монферрана сразу после освящения в 1858-м стало главным храмом Российской империи. И строился он на государственные, а не на церковные средства. Синод, правда, был одним из органов государственной власти, только Исаакий находился в ведении не Синода (как приходские церкви), а Министерства императорского двора, как и Эрмитаж. Тогда, кстати, Синод тоже претендовал на собор — но неизменно получал отказ. Соответственно, о возвращении собора РПЦ не может быть речи — только о передаче.

Глава юридической службы Московской патриархии игуменья Ксения (Чернега) это вполне осознает: «Согласно федеральному закону № 327 подобные сооружения должны передаваться, даже если они имеют статус памятника. Неважно, кому Исаакиевский собор принадлежал до революции. Наше законодательство не предусматривает реституции, то есть возврата собственнику незаконно отнятого имущества». В этом с матушкой трудно не согласиться.

Службы или экскурсии?

Установка колокола на северо-западную звонницу Исаакиевского собора. 2015 год. Фото: Сергей Николаев/Интерпресс/ТАСС
Установка колокола на северо-западную звонницу Исаакиевского собора. 2015 год.
Фото: Сергей Николаев/Интерпресс/ТАСС

Исаакиевский собор не просто памятник федерального значения, хоть и переданный на баланс города, но еще и объект из списка всемирного наследия ЮНЕСКО. Может показаться, что у музея давний конфликт с РПЦ. Отнюдь. Спор возник недавно, с приходом в Петербург митрополита Варсонофия (управляющего делами Московской патриархии, в 2014-м назначенного митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским с временным сохранением прежнего поста). До этого четверть века музей и приход (община была создана в 1990-м, и сразу начались регулярные службы) жили душа в душу. Директор музея Николай Буров обеспечил проведение 600 (!) богослужений в год и не требовал арендной платы с нескольких церковных лавок, работающих внутри собора.

Теперь этого оказалось мало. Агентство Интерфакс приводит слова руководителя епархиального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерея Александра Пелина: «Нам нужно быстренько с семи до девяти отслужить, а потом пошли потоком иностранцы, экскурсии. Потом опять быстренько отслужили — все, выметайтесь, и снова экскурсии, экскурсии, экскурсии. Ну так не делается, не так должно быть устроено. Экскурсии не могут быть важнее и значимее службы».

Жалуются представители РПЦ и на то, что в среду, когда у музея выходной, служб нет, и на то, что идут службы не в главном приделе. Но посмотрим на цифры: только в 2016 году Исаакий посетило более 3,9 млн человек. Число же прихожан составило менее 0,1% от этого числа. Музей заработал в этом году более 800 млн руб., которые пошли не только на содержание здания, зарплату сотрудников и научную работу, но на реставрацию собора, которую музей полностью оплатил сам. Это один из единичных музеев в стране, не требующих ни копейки из госбюджета, при этом в Исаакие, в отличие от многих музейных институций в России, есть все возможности для приема людей с ограниченными возможностями: и парковка для инвалидов, и приспособление, по которому можно поднять коляску, и лифт, ведущий на смотровую площадку. Таким образом, собор сегодня — полностью отреставрированный, технически оснащенный объект. Неудивительно, что на него нашелся претендент.

Дальнейшая судьба музея

«Санкт-Петербург только что передал епархии Смольный собор, сейчас в стадии передачи Сампсониевский собор. Получается, мы передали церкви два музейных сооружения из четырех. В нашем ведении остаются Исаакиевский собор и храм Спас на Крови. Я надеюсь, они сохранят нынешний статус», — говорил еще недавно директор Государственного музейного комплекса «Исаакиевский собор» Николай Буров. Продолжим его мысль: если соборы изменят статус, музей перестанет существовать. Но контракт Бурова истекает в июне 2017 года, и вряд ли мнение директора учтут.

В РПЦ утверждают, что музей не закроется — просто будет не церковь при музее, а музей при церкви, и туристов якобы меньше не станет. В подтверждение кивают на Казанский собор, где этот симбиоз давно существует. Но посмотрим, что происходит в Казанском: вход в собор теперь свободный, экскурсии проводят всего четыре православных гида. Музей «Исаакиевский собор» тем временем платит в казну миллионы в виде налогов и дает работу четырем сотням человек (200 из них — экскурсоводы). Что будет с ними? Об этом никто не говорит.

И конечно, вызывает опасения сохранность памятника. Объекты такого уровня требуют постоянного контроля и непрерывного проведения на разных участках реставрационных работ. Возможно, именно поэтому РПЦ требует собор не в собственность, а лишь в безвозмездное пользование, предполагая, что отвечать за его сохранность придется в конечном итоге собственнику — городу.

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+