18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Передача Исаакия не затрагивает права и интересы петербуржцев

С такой формулировкой Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга отказался рассматривать иск группы горожан о признании незаконным решения о передаче Исаакиевского собора в руки РПЦ

Главное основание для прекращения дела, по мнению судьи Татьяны Матусяк: решение о передаче Исаакия никак не затрагивает непосредственные права и интересы заявителей. Это уже второй отказ в рассмотрении иска петербуржцев, протестующих против фактической ликвидации одного из самых крупных музеев города. Первый иск, поданный в Василеостровский районный суд, был отклонен на том же основании, отказ уже подтвержден апелляционной инстанцией. Но если в первом иске граждане ссылались только на нарушение своих прав на свободный доступ к культурному наследию, то во втором иске говорилось о нарушении процедуры передачи собора.

В частности, сама церковь не подавала официального заявления о своих правах на здание, как того требует закон. Тем не менее Комитет имущественных отношений (КИО) Администрации Санкт-Петербурга издал 30 декабря 2016 года распоряжение № 160-Р «Об использовании объекта недвижимости по адресу: Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, д. 4, литера А», согласно которому музей «Исаакиевский собор» в течение 24 месяцев должен заключить с РПЦ договор о передаче музейных коллекций и выполнить ряд других мероприятий. После утверждения этого документа Министерство культуры РФ должно подготовить распоряжение о передаче Исаакиевского собора РПЦ на 49 лет в безвозмездное пользование.

Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» — третий в городе по посещаемости после Эрмитажа и Русского музея. Исаакий сам зарабатывает на свое содержание и реставрацию и ежегодно платит городу десятки миллионов рублей налогов. С конца 1990-х годов в соборе ежедневно, утром и вечером, проходят церковные службы. В случае передачи собора РПЦ доходы от музейной деятельности перестанут поступать в бюджет, а все расходы на содержание здания, являющегося охраняемым памятником культуры федерального значения, в том числе на дорогостоящую реставрацию, лягут исключительно на бюджет города, который лишится налогов от музейной деятельности (РПЦ как общественная организация освобождена от уплаты налогов).

Кроме того, опасность грозит и музейной коллекции. Как рассказал на заседании Смольнинского суда представитель музея, начальник юридического отдела Никодим Сидоров, «если произойдет передача, музей будет ликвидирован».

«Исаакий — объект федерального значения, сам собор — предмет показа. У нас заключен договор между музеем и Минкультом о совместном использовании музейных объектов, — сказал господин Сидоров. — И заметная часть коллекции, 62 предмета являются неотъемлемыми элементами интерьера: это живопись, предметы декоративно-прикладного искусства. Они являются частью и собора и музея. Их, согласно закону №73-ФЗ, изъять из музейного фонда невозможно, но фактически это произойдет, если собор передадут церкви».

Сейчас, как сообщил представитель музея, по устному распоряжению Комитета по культуре Администрации Санкт-Петербурга сотрудники проводят опись музейных предметов, подлежащих перевозке из здания. На состоявшемся 14 марта совещании Комитета по культуре директор музея Николай Буров попросил предоставить письменные распоряжения и приказы о переводе музейной коллекции и о дальнейшей судьбе музея, но услышал, что таких документов нет. Тем не менее музей фактически готовится к ликвидации, дальнейшая судьба его коллекции и сотрудников пока не решена и не обсуждалась ни на каком уровне.

На вопрос судьи Татьяны Матусяк, будет ли сам музей, его сотрудники оспаривать в суде нарушение их прав, представитель музея ответил, что, скорее всего, будут.

В день, когда проходило судебное заседание, глава юридической службы Московской патриархии Ксения Чернега публично сообщила, что пока от церкви не поступало заявления на передачу ей Исаакия. Но как только опись музейной коллекции собора будет составлена, РПЦ подаст такое заявление.

Как стало известно TANR, в Смольнинский районный суд Петербурга поступил новый коллективный иск, оспаривающий то же распоряжение КИО. В качестве заинтересованного лица истцы сразу указали губернатора Полтавченко.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+