18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Передача Исаакия не затрагивает права и интересы петербуржцев

С такой формулировкой Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга отказался рассматривать иск группы горожан о признании незаконным решения о передаче Исаакиевского собора в руки РПЦ

Главное основание для прекращения дела, по мнению судьи Татьяны Матусяк: решение о передаче Исаакия никак не затрагивает непосредственные права и интересы заявителей. Это уже второй отказ в рассмотрении иска петербуржцев, протестующих против фактической ликвидации одного из самых крупных музеев города. Первый иск, поданный в Василеостровский районный суд, был отклонен на том же основании, отказ уже подтвержден апелляционной инстанцией. Но если в первом иске граждане ссылались только на нарушение своих прав на свободный доступ к культурному наследию, то во втором иске говорилось о нарушении процедуры передачи собора.

В частности, сама церковь не подавала официального заявления о своих правах на здание, как того требует закон. Тем не менее Комитет имущественных отношений (КИО) Администрации Санкт-Петербурга издал 30 декабря 2016 года распоряжение № 160-Р «Об использовании объекта недвижимости по адресу: Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, д. 4, литера А», согласно которому музей «Исаакиевский собор» в течение 24 месяцев должен заключить с РПЦ договор о передаче музейных коллекций и выполнить ряд других мероприятий. После утверждения этого документа Министерство культуры РФ должно подготовить распоряжение о передаче Исаакиевского собора РПЦ на 49 лет в безвозмездное пользование.

Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» — третий в городе по посещаемости после Эрмитажа и Русского музея. Исаакий сам зарабатывает на свое содержание и реставрацию и ежегодно платит городу десятки миллионов рублей налогов. С конца 1990-х годов в соборе ежедневно, утром и вечером, проходят церковные службы. В случае передачи собора РПЦ доходы от музейной деятельности перестанут поступать в бюджет, а все расходы на содержание здания, являющегося охраняемым памятником культуры федерального значения, в том числе на дорогостоящую реставрацию, лягут исключительно на бюджет города, который лишится налогов от музейной деятельности (РПЦ как общественная организация освобождена от уплаты налогов).

Кроме того, опасность грозит и музейной коллекции. Как рассказал на заседании Смольнинского суда представитель музея, начальник юридического отдела Никодим Сидоров, «если произойдет передача, музей будет ликвидирован».

«Исаакий — объект федерального значения, сам собор — предмет показа. У нас заключен договор между музеем и Минкультом о совместном использовании музейных объектов, — сказал господин Сидоров. — И заметная часть коллекции, 62 предмета являются неотъемлемыми элементами интерьера: это живопись, предметы декоративно-прикладного искусства. Они являются частью и собора и музея. Их, согласно закону №73-ФЗ, изъять из музейного фонда невозможно, но фактически это произойдет, если собор передадут церкви».

Сейчас, как сообщил представитель музея, по устному распоряжению Комитета по культуре Администрации Санкт-Петербурга сотрудники проводят опись музейных предметов, подлежащих перевозке из здания. На состоявшемся 14 марта совещании Комитета по культуре директор музея Николай Буров попросил предоставить письменные распоряжения и приказы о переводе музейной коллекции и о дальнейшей судьбе музея, но услышал, что таких документов нет. Тем не менее музей фактически готовится к ликвидации, дальнейшая судьба его коллекции и сотрудников пока не решена и не обсуждалась ни на каком уровне.

На вопрос судьи Татьяны Матусяк, будет ли сам музей, его сотрудники оспаривать в суде нарушение их прав, представитель музея ответил, что, скорее всего, будут.

В день, когда проходило судебное заседание, глава юридической службы Московской патриархии Ксения Чернега публично сообщила, что пока от церкви не поступало заявления на передачу ей Исаакия. Но как только опись музейной коллекции собора будет составлена, РПЦ подаст такое заявление.

Как стало известно TANR, в Смольнинский районный суд Петербурга поступил новый коллективный иск, оспаривающий то же распоряжение КИО. В качестве заинтересованного лица истцы сразу указали губернатора Полтавченко.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+