18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Московская выставка Ивана Айвазовского вошла в десятку самых посещаемых в мире экспозиций в прошлом году

Третьяковка побила собственные рекорды, Эрмитаж остался на 9-м месте, а Музеи Московского Кремля вышли на 21-ю позицию в общемировом зачете

Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, публикуемый The Art Newspaper каждую весну, принес сенсацию: кажется, впервые в список десяти самых посещаемых в мире выставок попала экспозиция, посвященная русскому художнику. Это особенно отрадно в условиях постоянно нарастающего музейного бума, ставшего одной из главных тенденций в мировой культуре последних лет.

Почетное 8-е место в престижной интернациональной десятке занимает ретроспектива Ивана Айвазовского, показанная Государственной Третьяковской галереей минувшим летом. Наша газета уже сообщала о том, что на следующий день после закрытия выставки министр культуры Владимир Мединский называл итоговую цифру в 555000 посетителей. В рейтинге британской газеты она подросла до 598832 посетителей (то есть по 6014 человек в день), обогнав выставку скульптуры Пабло Пикассо в нью-йоркском Музее современного искусства (5872 зрителя в день). Следует отметить, что ретроспективу Айвазовского в Государственном Русском музее посетило 300 тыс. человек. А в номинации «Искусство XIX века» московская выставка и вовсе заняла вторую строчку, уступив лишь экспозиции Огюста Ренуара в токийском Национальном центре искусств.

Первые три позиции международного выставочного рейтинга традиционно занимают бесплатные выставки в Рио-де-Жанейро, далее следуют выставочные проекты Нью-Йорка, Токио и Сан-Паулу. В затылок Айвазовскому и Пикассо дышит знаменитый музейный блокбастер, посвященный 500-летию со дня смерти Иеронима Босха, а также сразу четыре проекта лондонской Saatchi Gallery.

Первые позиции в рейтинге самых посещаемых музеев мира, как всегда, заняли Лувр (несмотря на все потрясения, забастовки и снижение количества туристов) с 7,4 млн проданных в 2016 году билетов, нью-йоркский Метрополитен-музей, лондонские Британский музей и Национальная галерея, а также Музеи Ватикана. Далее идут пекинский Национальный музей Китая и вашингтонская Национальная галерея. Девятую строчку всемирного музейного рейтинга второй год подряд занимает Государственный Эрмитаж. В прошлом году главный художественный музей России продал 4119103 билета. В список самых посещаемых музеев мира попали также Музеи Московского Кремля, заняв 21-е место (в 2016 году их посетило 2478622 человека), и Третьяковка на 23-м месте (2325759 посетителей).

Но и это еще не все. В номинации Big Ticket, объединившей музеи, продающие комплексные билеты на постоянную экспозицию и временные выставки, Государственный Эрмитаж выдвинулся на 4-е место, проектом «Византия сквозь века» (1408000 посетителей при ежедневной цифре в 16399 человек) практически догнав выставку датчанина Олафура Элиассона, с большим шумом прошедшую в Версале. Эрмитажная Византия в этом рейтинге оставила позади выставки не только в Тейт Модерн, но даже во флорентийской Галерее Уффици.

В список самых посещаемых в мире выставок попали также «Единомышленники» московского Музея современного искусства «Гараж» (общая посещаемость в 96268 зрителей оборачивается цифрой в 1481 ежедневно проданный билет) и две выставки Музеев Московского Кремля. «Драгоценности, вдохновленные природой. Ильгиз Ф.» собрали 131666 посетителей со средней посещаемостью 1257 человек в день, а экспозиция «Борис Годунов. От слуги до государя всея Руси», проходившая в выставочном зале Успенской звонницы и Одностолпной палате Патриаршего дворца, привлекла 219431 человека (это 1030 туристов в день). Также в рейтинг попала экспозиция «От Елизаветы до Виктории» из лондонской Национальной портретной галереи, которую показывали в Третьяковке с апреля по июнь. Ее посмотрело 79464 человека при средней посещаемости 985 человек в день. Немногим меньше собрала ретроспектива Федора Рокотова, которую в прошлом году тоже представляла Третьяковская галерея: 939 ежедневных посетителей — это 219225 прицельно проданных билетов за все время работы выставки.

В финальной части списка главных мировых выставок 2016 года вновь встречаются Музеи Московского Кремля («Скульптор Василий Коноваленко. Во власти камня» в Одностолпной палате Патриаршего дворца привлек 58000 посетителей при средней посещаемости 736 человек в день) и Третьяковская галерея. Ее летний проект, посвященный «Тайнам старых картин», посмотрело 51289 человек при средней цифре 728 посетителей в день.

Более подробно о международных и российских соревнованиях по музейной и выставочной посещаемости читайте в следующем номере нашей газеты.

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
Выставка «Журнал красивой жизни» посвящена «России, которую мы потеряли», только вместо хруста французской булки — Бакст, Коровин и Фешин
20.06.2024
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
3
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
4
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
В Музее Москвы идет выставка «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х». Мы поговорили с ее сокуратором Надеждой Плунгян о создании этого и других проектов, написании книг, а также об особенностях восприятия гендера в России сегодня
17.06.2024
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
5
Куратор Марина Лошак открывает выставку о любви Иосифа Бродского к Китаю
Экспозиция в музее «Полторы комнаты» из подлинных восточных предметов выстроена вокруг стихотворения «Письма династии Минь» и семейных воспоминаний Бродских
19.06.2024
Куратор Марина Лошак открывает выставку о любви Иосифа Бродского к Китаю
6
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
7
Картины-фьючерсы, золотое метахранилище и заведомые шедевры: что интересного на ярмарке 1703
Третья ярмарка искусства 1703 открылась в Санкт-Петербурге. Более 40 галерей представляют разные направления современного искусства и векторы коллекционирования — от академической живописи до фиджитал-арта и дизайна
06.06.2024
Картины-фьючерсы, золотое метахранилище и заведомые шедевры: что интересного на ярмарке 1703
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+