18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Московская выставка Ивана Айвазовского вошла в десятку самых посещаемых в мире экспозиций в прошлом году

Третьяковка побила собственные рекорды, Эрмитаж остался на 9-м месте, а Музеи Московского Кремля вышли на 21-ю позицию в общемировом зачете

На выставке «Иван Айвазовский. К 200-летию со дня рождения» в Третьяковской галерее на Крымском Валу. Фото:  Елена Никитченко/ТАСС
На выставке «Иван Айвазовский. К 200-летию со дня рождения» в Третьяковской галерее на Крымском Валу.
Фото: Елена Никитченко/ТАСС

Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, публикуемый The Art Newspaper каждую весну, принес сенсацию: кажется, впервые в список десяти самых посещаемых в мире выставок попала экспозиция, посвященная русскому художнику. Это особенно отрадно в условиях постоянно нарастающего музейного бума, ставшего одной из главных тенденций в мировой культуре последних лет.

Почетное 8-е место в престижной интернациональной десятке занимает ретроспектива Ивана Айвазовского, показанная Государственной Третьяковской галереей минувшим летом. Наша газета уже сообщала о том, что на следующий день после закрытия выставки министр культуры Владимир Мединский называл итоговую цифру в 555000 посетителей. В рейтинге британской газеты она подросла до 598832 посетителей (то есть по 6014 человек в день), обогнав выставку скульптуры Пабло Пикассо в нью-йоркском Музее современного искусства (5872 зрителя в день). Следует отметить, что ретроспективу Айвазовского в Государственном Русском музее посетило 300 тыс. человек. А в номинации «Искусство XIX века» московская выставка и вовсе заняла вторую строчку, уступив лишь экспозиции Огюста Ренуара в токийском Национальном центре искусств.

Первые три позиции международного выставочного рейтинга традиционно занимают бесплатные выставки в Рио-де-Жанейро, далее следуют выставочные проекты Нью-Йорка, Токио и Сан-Паулу. В затылок Айвазовскому и Пикассо дышит знаменитый музейный блокбастер, посвященный 500-летию со дня смерти Иеронима Босха, а также сразу четыре проекта лондонской Saatchi Gallery.

Первые позиции в рейтинге самых посещаемых музеев мира, как всегда, заняли Лувр (несмотря на все потрясения, забастовки и снижение количества туристов) с 7,4 млн проданных в 2016 году билетов, нью-йоркский Метрополитен-музей, лондонские Британский музей и Национальная галерея, а также Музеи Ватикана. Далее идут пекинский Национальный музей Китая и вашингтонская Национальная галерея. Девятую строчку всемирного музейного рейтинга второй год подряд занимает Государственный Эрмитаж. В прошлом году главный художественный музей России продал 4119103 билета. В список самых посещаемых музеев мира попали также Музеи Московского Кремля, заняв 21-е место (в 2016 году их посетило 2478622 человека), и Третьяковка на 23-м месте (2325759 посетителей).

Но и это еще не все. В номинации Big Ticket, объединившей музеи, продающие комплексные билеты на постоянную экспозицию и временные выставки, Государственный Эрмитаж выдвинулся на 4-е место, проектом «Византия сквозь века» (1408000 посетителей при ежедневной цифре в 16399 человек) практически догнав выставку датчанина Олафура Элиассона, с большим шумом прошедшую в Версале. Эрмитажная Византия в этом рейтинге оставила позади выставки не только в Тейт Модерн, но даже во флорентийской Галерее Уффици.

В список самых посещаемых в мире выставок попали также «Единомышленники» московского Музея современного искусства «Гараж» (общая посещаемость в 96268 зрителей оборачивается цифрой в 1481 ежедневно проданный билет) и две выставки Музеев Московского Кремля. «Драгоценности, вдохновленные природой. Ильгиз Ф.» собрали 131666 посетителей со средней посещаемостью 1257 человек в день, а экспозиция «Борис Годунов. От слуги до государя всея Руси», проходившая в выставочном зале Успенской звонницы и Одностолпной палате Патриаршего дворца, привлекла 219431 человека (это 1030 туристов в день). Также в рейтинг попала экспозиция «От Елизаветы до Виктории» из лондонской Национальной портретной галереи, которую показывали в Третьяковке с апреля по июнь. Ее посмотрело 79464 человека при средней посещаемости 985 человек в день. Немногим меньше собрала ретроспектива Федора Рокотова, которую в прошлом году тоже представляла Третьяковская галерея: 939 ежедневных посетителей — это 219225 прицельно проданных билетов за все время работы выставки.

В финальной части списка главных мировых выставок 2016 года вновь встречаются Музеи Московского Кремля («Скульптор Василий Коноваленко. Во власти камня» в Одностолпной палате Патриаршего дворца привлек 58000 посетителей при средней посещаемости 736 человек в день) и Третьяковская галерея. Ее летний проект, посвященный «Тайнам старых картин», посмотрело 51289 человек при средней цифре 728 посетителей в день.

Более подробно о международных и российских соревнованиях по музейной и выставочной посещаемости читайте в следующем номере нашей газеты.

Самое читаемое:
1
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
Новый директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, возглавившая его после ухода Марины Лошак, рассказывает о своих ближайших планах и взглядах на развитие музея
27.03.2023
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
Один из главных козырей русской культуры — балет — стал темой эффектной выставки в санкт-петербургском Манеже. «Первая позиция. Русский балет» предназначена не только балетоманам, но и тем, кто не может отличить плие от арабеска
28.02.2023
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
4
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова
21.03.2023
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
5
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
6
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
7
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
Живописный город на севере Израиля расположился на склонах горы Кармель. Чем он славен, кроме диковинных и немного китчевых Бахайских садов, и что стоит посмотреть в стороне от привычных туристических маршрутов
24.03.2023
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+