В субботнем эфире телеканала ТВЦ глава Минкультуры сообщил, что выставку «Иван Айвазовский. К 200-летию со дня рождения», которая накануне закончила работу в Государственной Третьяковской галерее, посмотрели 555 тыс. человек. В пресс-службе музея сообщили, что точное число посетивших выставку будет объявлено позднее, однако уже сейчас известно, что посетителей было даже больше, чем сообщил министр.
Напомним, что выставку Валентина Серова в прошлом году увидели 486 тыс. человек. Таким образом, перед нами новый рекорд среди столичных выставок, посвященных отдельному русскому художнику. Кроме того, Айвазовский с 5550 посетителями в день обгоняет прошлогоднюю выставку в Манеже «Романтический реализм. Советское искусство 1925–1945», которую за 23 дня посетили 12416 зрителей (540 человек в день). Первенство выставки Айвазовского здесь выглядит особенно уверенным, учитывая, что вход в Манеж был бесплатным.
Если сравнивать результаты посещаемости Айвазовского с зарубежными выставками за прошлый год, то в рейтинге из 50 наиболее популярных русский художник занял бы 19-е место, обогнав Рембрандта. Поздние работы художника в амстердамском Рейксмузеуме в среднем в день видел 5481 посетитель. Выше Айвазовского в этом списке находится известный своим чувством юмора британский художник Дэвид Шригли. Бесплатную выставку его работ в Национальной галерее Виктории в Мельбурне в день в среднем посещали 5602 человека. На позицию выше Шригли и на две Айвазовского находится Анри Матисс. Его декупажи в прошлом году в нью-йоркском Музее современного искусства ежедневно смотрели 6033 человека.
Напомним, что выставка «Иван Айвазовский. К 200-летию со дня рождения» шла в Третьяковской галерее 100 дней — с 29 июля по 20 ноября. Экспозиция включала 100 живописных произведений и 50 графических листов. Впервые было выставлено монументальное полотно художника «У берегов Кавказа» (1885). Кроме того, у зрителей была возможность увидеть вместе четыре наиболее значимые работы Айвазовского: «Девятый вал» (1850), «Радуга» (1873), «Черное море» (1881) и «Волна» (1889).