The Art Newspaper Russia
Поиск

Рейтинг. Самые посещаемые музеи и выставки в России в 2015 году

В общероссийском рейтинге посещаемости 2015 года крупнейшие выставочные блокбастеры спорят с парками, заповедниками и «музеями с территорией»

Очереди на ретроспективу Валентина Серова в Государственной Третьяковской галерее, как и на персональную выставку Леона Бакста в Государственном Русском музее или на экспозицию русского театрально-декорационного искусства Прорыв в Государственном центральном театральном музее им. А.А.Бахрушина, стали одним из важнейших явлений музейной жизни этого сезона. Ежегодная премия нашей газеты как раз и досталась ретроспективе Серова за непредсказуемо высокую посещаемость, хотя можно было бы отметить и другие музеи, показывающие за сезон множество первоклассных проектов. Правда, не все собрания и коллекции находятся в одинаковых условиях (а посещаемость не всегда зависит от качества представленного материала). Именно поэтому наш рейтинг 2015 года (в него также включен ряд выставок, начавших свою работу в конце 2014-го, и выставки, сроки проведения которых слегка заходят в нынешний, 2016-й, как, например, эпохальная ретроспектива Серова в ГТГ) впервые делится на три отдельные категории.

Москва, Санкт-Петербург и регионы

В этом году The Art Newspaper Russia представляет усовершенствованную, более детализированную версию своего ежегодного рейтинга музейной посещаемости. Мы впервые разбили итоговые цифры на несколько рубрик, отделив региональные музеи от столичных.

Очевидно, что столичные институции находятся в ином положении, нежели музеи в провинции. Страна у нас большая, но централизованная. Эту данность не объехать, но можно хотя бы ее учесть. Москва и Санкт-Петербург не только мегаполисы с максимальным количеством жителей, но и города, по разным причинам принимающие самое большое количество приезжих. Дело не только в туризме, но и в особенностях организации российской жизни, рикошетом задевающей музеи.
Понятно, что у коллекций, прописанных в крупных городах, возможности гораздо шире, чем у небольших собраний из областных и районных центров, не особо затронутых внутренним туризмом. Разделение нынешнего рейтинга TANR на «столицы» и «регионы», по нашему мнению, позволит произвести более корректное масштабирование процессов внутри музейной жизни.

Кремли, парки, усадьбы, заповедники и памятные места

Другое новшество рейтинга 2015 года — выделение в особую категорию музеев, имеющих «дополнительную территорию», то есть институций, окруженных парками (с дополнительными павильонами и артефактами, позволяющими продавать билеты на локальные экспозиционные события), и усадеб, где билеты продаются (или же выдаются) в том числе отдельно в сам парк.

Как справедливо замечает искусствовед Алексей Лебедев из Лаборатории музейного проектирования, «одно дело — человек пришел смотреть в Эрмитаж Рембрандта, другое дело — мама с коляской гуляет в парке Царицыно». Кстати, в случае с Государственным музеем-заповедником «Царицыно» получение корректных цифр вполне возможно: в его отчетности четко разделены данные о посещении экспозиционных пространств (772 100 в 2015‑м против 575 800 в 2014-м) и самого парка (5 002 050 человек в год). Но такое разделение возможно не всегда. Это, во-первых, связано с особенностями посещения кремлей (прежде всего входящих в маршруты «Золотого кольца»), привлекающих туристов как своими собраниями, так и открыточными видами. Исключение здесь можно сделать разве что для Музеев Московского Кремля, привлекающих основную массу посетителей своими постоянными экспозициями, а отнюдь не временными, пусть даже и очень яркими, выставками.

Во-вторых, подобные особенности связаны с работой усадебных мемориалов и военно-исторических музеев в местах крупных сражений, объединенных в обширные ландшафтные территории. В эту же категорию попадают и некоторые музеи-заповедники, связанные с именами писателей или деятелей культуры, важных исторических личностей, живших широко и привольно.

Понятно, что парки посещают чаще основных и временных экспозиций внутри зданий. И если в подсчет не ввести методологические ограничения, то в абсолютном рейтинге лидировал бы московский Парк искусств «Музеон» с 6 млн посетителей и очень большим отрывом от всех остальных российских музеев, сравнимый разве что с посещаемостью парижского Лувра. Другое дело, что «Музеон», находящийся на пути от здания Третьяковской галереи на Крымском Валу в Парк Горького, не продает билетов (как этого не делают, скажем, и в парке Царицыно с примерно таким же количеством фланеров) и, значит, не может участвовать в рейтинге наравне с собраниями и коллекциями, отчетность которых зафиксирована в экономических результатах.

Очень большой билет

Билеты — это важно. Но, как показывает наша многолетняя практика, билеты тоже бывают разными. В своих подсчетах ежегодной посещаемости мировых музеев коллеги из английской The Art Newspaper уже давно оперируют понятием Big Ticket, «большой билет», обособляемый ими в отдельную категорию.

«Большой билет» маркирует осмотр сразу нескольких экспозиций, как правило постоянной и временной, поскольку только очень немногие музеи продают билеты на временные выставки отдельно от основной экспозиции. И тогда цифры посещаемости временных проектов начинают «гулять» в сторону увеличения. Уже некоторое время наша газета учитывает фактор «большого билета», звездочками отмечая в рейтинге музеи и многосоставные музейные объединения, совмещающие в одной цене возможности осмотра сразу нескольких экспозиций или филиалов.

Наши английские коллеги идут дальше и разделяют итоговые данные выставочного сезона по разным номинациям. Им хорошо, они делают свой рейтинг по всему миру, что и позволяет разбивать его по рубрикам. Нам же порой бывает крайне сложно отделить художественные коллекции от, например, литературных, часто включающих в состав не только историко-архивные, но и художественные артефакты. Есть, конечно, естественно-научные (Государственный Дарвиновский музей с его отличной посещаемостью в 610 000 человек в 2015-м) или сугубо военные (Центральный музей Военно-воздушных сил РФ в Монино), но таких учреждений культуры не слишком много.

А еще есть важные с точки зрения проведения культурного досуга выставочные проекты, проходящие в местах, не обладающих музейным статусом. Так, интерактивные выставки в Центре дизайна и архитектуры Artplay посетило в этом году рекордное количество человек (на Модернистов пришло 117 241, на Микеланджело — 80 981). Но если проекции картин импрессионистов или Иеронима Босха вполне подходят под определение интерактивной видеоинсталляции, свойственной contemporary art, то отсутствие у Artplay музейного статуса не позволило нам включить его данные в общий рейтинг годовой посещаемости.


Самые посещаемые художественные музеи в столицах


Самые посещаемые «музеи с территорией»


Самые посещаемые музеи в регионах


Выставки, за которые не жаль отдать деньги*

*Выставки по специальному билету (без учета постоянной экспозиции и бесплатных).


Самые посещаемые художественные выставки в столицах

Список 50 столичных выставок включает только художественные экспозиции (историко-культурные, естественно-научные, военно-патриотические и сугубо мемориальные остались за рамками рейтинга)

*Звездочкой отмечены экспозиции, входящие в Big Ticket (общий билет, включающий посещение выставки и основной экспозиции).


Самые посещаемые выставки в регионах

*Рейтинг собирался по принципу: один город — одна выставка.

Отечественный рейтинг посещаемости 2015 года составлен из данных, предоставленных музеями России по просьбе редакции TANR. В список вошли данные о выставках, ряд которых начал свою работу в 2014 году или завершился в начале 2016-го.

Обновлено 19 мая 2016 года в 18:00
Материалы по теме
Просмотры: 26456
Популярные материалы
1
Поможем друг другу
Директор Третьяковки Зельфира Трегулова — о том, зачем программа лояльности «Друг Третьяковской галереи» нужна не только посетителям, но и самому музею.
15 сентября 2017
2
Картину Василия Кандинского привезут в Москву на один день
Топ-лот ноябрьского аукциона импрессионизма и модернизма Christie's покажут в фонде IN ARTIBUS.
15 сентября 2017
3
От Караваджо до Жерома
В лаборатории научной реставрации станковой живописи Эрмитажа завершили работу над «Юношей с лютней» Караваджо. Удалены все позднейшие записи и правки, кроме существенной детали картины — струн на лютне.
19 сентября 2017
4
Принуждение к технологиям
В здании Новой Третьяковки на Крымском Валу открылся основной проект 7-й Московской биеннале современного искусства. «Заоблачные леса» — это аккуратное, вежливое высказывание на ряд общих тем, но откровением выставка не стала, считает наш обозреватель Мария Семендяева.
19 сентября 2017
5
Ахмад Киаростами: «Мой отец умел превращать придуманное в подлинное»
На фестивале The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL показали «24 кадра» — один из самых интересных фильмов года. Это последняя работа великого иранского режиссера Аббаса Киаростами, которую завершил его сын Ахмад.
19 сентября 2017
6
Джульетт Бингхэм: «Выставка Кабаковых улучшает мир и дает нам шанс на надежду»
Куратор выставки Ильи и Эмилии Кабаковых в Тейт Модерн «В будущее возьмут не всех» рассказала о подготовке ретроспективы, которая откроется 18 октября в Лондоне.
18 сентября 2017
7
От дома — к музею
Первый директор музея в доме Мельникова представил первые итоги исследовательской работы. Меняют ли они наш взгляд на этот архитектурный шедевр?
15 сентября 2017
8
Вена опять выстреливает современным искусством
Венская ярмарка современного искусства viennacontemporary известна своей благосклонностью к галереям-дебютанткам и начинающим художникам. На этот раз в центре внимания окажутся послевоенное венгерское искусство и молодые австрийские художники.
18 сентября 2017
9
Как Калашников завоевал мир искусства
Сегодня, в День оружейника, в Москве торжественно открыли памятник Михаилу Калашникову, выполненный скульптором Салаватом Щербаковым. TANR вспоминает, кого из художников и дизайнеров вдохновило созданное конструктором оружие.
19 сентября 2017
10
Кевин Спейси сыграет Жана Пола Гетти
Фильм будет посвящен трагической истории похищения внука знаменитого миллиардера и филантропа.
19 сентября 2017
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru