Девятый вал на канале Грибоедова

В Корпусе Бенуа Русского музея 21 декабря состоялось торжественное открытие выставки Ивана Айвазовского. Сравнение с Москвой и понятная музейная соревновательность стали одним из сюжетов петербургского вернисажа

Фото: ГРМ
Иван Айвазовский. "Волна". 1889. Холст, масло. 304х505 см. Пресс-служба ГРМ
Фото: Татьяна Горд
Иван Айвазовский. "Петр I при Красной Горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала гибнущим судам своим". 1846. Холст, масло. 223х335 см. Пресс-служба ГРМ
Фото: Павел Герасименко
Фото: ГРМ
Иван Айвазовский. "Волна". 1889. Холст, масло. 304х505 см. Пресс-служба ГРМ
Фото: Татьяна Горд
Иван Айвазовский. "Петр I при Красной Горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала гибнущим судам своим". 1846. Холст, масло. 223х335 см. Пресс-служба ГРМ
Фото: Павел Герасименко

Маринист Иван Айвазовский в Петербурге подан как военно-морской художник — традиционный полуденный залп пушки Петропавловской крепости в этот раз был дан в честь живописца и при участии музейных сотрудников, а на вернисаже гостей встречал военный оркестр.

Государственный Русский музей хранит главные произведения художника, поэтому из Третьяковской галереи было позаимствовано считаное количество работ. Зато зритель увидит два полотна большого размера, написанные для Морского кадетского корпуса и впервые привезенные в музейные залы из здания Адмиралтейства: «Морское сражение при Ревеле. 1790» и «Морское сражение при Выборге. 1790» (1846).

Экспозицию, занимающую оба крыла выходящего на канал Грибоедова Корпуса Бенуа, аранжирует подлинный морской антураж: судовой колокол, корабельный носовой фонарь, пушка с ядрами, Андреевский флаг — плюс личные вещи художника, включая его ружье и трость. Глядя же на многочисленные фотографические портреты Айвазовского, остается подать музейному отделу маркетинга идею выпустить линию средств по уходу за волосами и назвать ее именем художника, в чьем облике главными были пышные бакенбарды.

Хранитель живописи XVIII — первой половины XIX века Григорий Голдовский, описывая действительного статского советника Ивана Айвазовского (вторая строчка в Табели о рангах) в эпитетах превосходной степени: его долгую жизнь, феноменальную работоспособность, коммерческий успех, благотворительную деятельность, — подчеркнул, что именно в Русском музее, хранящем императорские коллекции, выставка находится дома. Голдовский посетовал, что журналистский интерес к выставкам сосредотачивается на дне открытия, и привел в пример Москву, где информационные поводы, обеспечивающие внимание прессы, создавались в течение всего срока работы выставки Айвазовского на Крымском Валу.

Без сравнения московской и петербургской экспозиций не обошлись и другие выступавшие. По мнению замдиректора Русского музея по научной работе Евгении Петровой, искусство Айвазовского дает людям надежду — в этом, может быть, и заключается причина иррациональной любви к художнику отечественного зрителя, атаковавшего Третьяковскую галерею. Петрова рассказала, как «Девятый вал» вызвал слезы у японских зрителей в пережившем цунами городе Кобе. «Шедевры оправдывают все», — заключила она свою речь, призывая видеть в Айвазовском настоящего тонкого живописца, а не только представителя коммерческого «салона».

Для широкой публики выставка открывается 22 декабря, входной билет в Корпус Бенуа стоит 300 руб.

Как сообщил директор Русского музея Владимир Гусев, именно с ретроспективы Айвазовского начинается подготовка к 125-летию музея, которое будет отмечаться в 2020 году.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+