18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Девятый вал на канале Грибоедова

В Корпусе Бенуа Русского музея 21 декабря состоялось торжественное открытие выставки Ивана Айвазовского. Сравнение с Москвой и понятная музейная соревновательность стали одним из сюжетов петербургского вернисажа

Фото: ГРМ
Иван Айвазовский. "Волна". 1889. Холст, масло. 304х505 см. Пресс-служба ГРМ
Фото: Татьяна Горд
Иван Айвазовский. "Петр I при Красной Горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала гибнущим судам своим". 1846. Холст, масло. 223х335 см. Пресс-служба ГРМ
Фото: Павел Герасименко
Фото: ГРМ
Иван Айвазовский. "Волна". 1889. Холст, масло. 304х505 см. Пресс-служба ГРМ
Фото: Татьяна Горд
Иван Айвазовский. "Петр I при Красной Горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала гибнущим судам своим". 1846. Холст, масло. 223х335 см. Пресс-служба ГРМ
Фото: Павел Герасименко

Маринист Иван Айвазовский в Петербурге подан как военно-морской художник — традиционный полуденный залп пушки Петропавловской крепости в этот раз был дан в честь живописца и при участии музейных сотрудников, а на вернисаже гостей встречал военный оркестр.

Государственный Русский музей хранит главные произведения художника, поэтому из Третьяковской галереи было позаимствовано считаное количество работ. Зато зритель увидит два полотна большого размера, написанные для Морского кадетского корпуса и впервые привезенные в музейные залы из здания Адмиралтейства: «Морское сражение при Ревеле. 1790» и «Морское сражение при Выборге. 1790» (1846).

Экспозицию, занимающую оба крыла выходящего на канал Грибоедова Корпуса Бенуа, аранжирует подлинный морской антураж: судовой колокол, корабельный носовой фонарь, пушка с ядрами, Андреевский флаг — плюс личные вещи художника, включая его ружье и трость. Глядя же на многочисленные фотографические портреты Айвазовского, остается подать музейному отделу маркетинга идею выпустить линию средств по уходу за волосами и назвать ее именем художника, в чьем облике главными были пышные бакенбарды.

Хранитель живописи XVIII — первой половины XIX века Григорий Голдовский, описывая действительного статского советника Ивана Айвазовского (вторая строчка в Табели о рангах) в эпитетах превосходной степени: его долгую жизнь, феноменальную работоспособность, коммерческий успех, благотворительную деятельность, — подчеркнул, что именно в Русском музее, хранящем императорские коллекции, выставка находится дома. Голдовский посетовал, что журналистский интерес к выставкам сосредотачивается на дне открытия, и привел в пример Москву, где информационные поводы, обеспечивающие внимание прессы, создавались в течение всего срока работы выставки Айвазовского на Крымском Валу.

Без сравнения московской и петербургской экспозиций не обошлись и другие выступавшие. По мнению замдиректора Русского музея по научной работе Евгении Петровой, искусство Айвазовского дает людям надежду — в этом, может быть, и заключается причина иррациональной любви к художнику отечественного зрителя, атаковавшего Третьяковскую галерею. Петрова рассказала, как «Девятый вал» вызвал слезы у японских зрителей в пережившем цунами городе Кобе. «Шедевры оправдывают все», — заключила она свою речь, призывая видеть в Айвазовском настоящего тонкого живописца, а не только представителя коммерческого «салона».

Для широкой публики выставка открывается 22 декабря, входной билет в Корпус Бенуа стоит 300 руб.

Как сообщил директор Русского музея Владимир Гусев, именно с ретроспективы Айвазовского начинается подготовка к 125-летию музея, которое будет отмечаться в 2020 году.

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
Перебирая модные вещи из гардероба Джейн Остин
В переписке знаменитой английской писательницы с сестрой Кассандрой раскрываются ее вкусы в одежде и навыки повседневной экономии. Историк моды Хилари Дэвидсон на основе этих писем разворачивает картину женской жизни в конце XVIII — начале XIX века
17.11.2023
Перебирая модные вещи из гардероба Джейн Остин
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+