18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Девятый вал на канале Грибоедова

В Корпусе Бенуа Русского музея 21 декабря состоялось торжественное открытие выставки Ивана Айвазовского. Сравнение с Москвой и понятная музейная соревновательность стали одним из сюжетов петербургского вернисажа

Маринист Иван Айвазовский в Петербурге подан как военно-морской художник — традиционный полуденный залп пушки Петропавловской крепости в этот раз был дан в честь живописца и при участии музейных сотрудников, а на вернисаже гостей встречал военный оркестр.

Государственный Русский музей хранит главные произведения художника, поэтому из Третьяковской галереи было позаимствовано считаное количество работ. Зато зритель увидит два полотна большого размера, написанные для Морского кадетского корпуса и впервые привезенные в музейные залы из здания Адмиралтейства: «Морское сражение при Ревеле. 1790» и «Морское сражение при Выборге. 1790» (1846).

Экспозицию, занимающую оба крыла выходящего на канал Грибоедова Корпуса Бенуа, аранжирует подлинный морской антураж: судовой колокол, корабельный носовой фонарь, пушка с ядрами, Андреевский флаг — плюс личные вещи художника, включая его ружье и трость. Глядя же на многочисленные фотографические портреты Айвазовского, остается подать музейному отделу маркетинга идею выпустить линию средств по уходу за волосами и назвать ее именем художника, в чьем облике главными были пышные бакенбарды.

Хранитель живописи XVIII — первой половины XIX века Григорий Голдовский, описывая действительного статского советника Ивана Айвазовского (вторая строчка в Табели о рангах) в эпитетах превосходной степени: его долгую жизнь, феноменальную работоспособность, коммерческий успех, благотворительную деятельность, — подчеркнул, что именно в Русском музее, хранящем императорские коллекции, выставка находится дома. Голдовский посетовал, что журналистский интерес к выставкам сосредотачивается на дне открытия, и привел в пример Москву, где информационные поводы, обеспечивающие внимание прессы, создавались в течение всего срока работы выставки Айвазовского на Крымском Валу.

Без сравнения московской и петербургской экспозиций не обошлись и другие выступавшие. По мнению замдиректора Русского музея по научной работе Евгении Петровой, искусство Айвазовского дает людям надежду — в этом, может быть, и заключается причина иррациональной любви к художнику отечественного зрителя, атаковавшего Третьяковскую галерею. Петрова рассказала, как «Девятый вал» вызвал слезы у японских зрителей в пережившем цунами городе Кобе. «Шедевры оправдывают все», — заключила она свою речь, призывая видеть в Айвазовском настоящего тонкого живописца, а не только представителя коммерческого «салона».

Для широкой публики выставка открывается 22 декабря, входной билет в Корпус Бенуа стоит 300 руб.

Как сообщил директор Русского музея Владимир Гусев, именно с ретроспективы Айвазовского начинается подготовка к 125-летию музея, которое будет отмечаться в 2020 году.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+