Назначен новый директор Музея архитектуры имени Щусева

Контракт с научным сотрудником музея Елизаветой Лихачевой заключили на год. Часть сотрудников музея выступили против решения и намерены отстаивать свою позицию

Новый директор Музея архитектуры имени Щусева Елизавета Лихачева. Фото: Алексей Чирков
Новый директор Музея архитектуры имени Щусева Елизавета Лихачева.
Фото: Алексей Чирков

Сегодня объявлено имя нового директора Государственного музея архитектуры им. А.В.Щусева. По результатам рассмотрения концепций его развития Министерство культуры РФ назначило на эту должность старшего научного сотрудника музея Елизавету Лихачеву. Коллективу музея и представителям СМИ нового директора представил первый заместитель министра культуры Владимир Аристархов на пресс-конференции в Музее архитектуры. Он рассказал о том, что предложенная Лихачевой концепция предполагает разработку и создание постоянной экспозиции, реорганизацию выставочной и научной деятельности музея, а также привлечение частного финансирования, в частности, создание Попечительского совета музея (переговоры с потенциальными членами совета уже идут). Кроме того, в концепции много внимания уделено организации современного музейного пространства и широкому использованию мультимедиа.

«Эта концепция действительно лучшая, но очень много полезного и яркого в других работах, в частности в проекте Ирины Чепкуновой (с декабря 2016 по март 2017 года исполняла обязанности директора музея. — TANR). Поэтому мы поручим музею и новому директору пристально изучить другие концепции, взять из них все хорошее и учесть в своей работе», — пояснил Аристархов.

Он подчеркнул, что согласно принятой в министерстве практике контракт с Елизаветой Лихачевой пока будет заключен на один год, как со всеми новыми директорами. В конце представления нового руководителя он обратился к сотрудникам: «Музей — это прежде всего вы, коллектив музея. По нашему мнению, сейчас потенциал музея до конца не раскрыт, и в ваших руках все возможности для того, чтобы сделать музей еще лучше, еще интереснее. Мы призываем всех работать совместно, поддержать нового директора. Министерство, со своей стороны, выделит все необходимые ресурсы для реализации концепции развития музея».

Подведение итогов конкурса на должность директора Музея архитектуры не обошлось без скандала. Накануне на сайте change.org появилась петиция против назначения Елизаветы Лихачевой на этот пост. По утверждению авторов документа, Лихачева — неподходящая кандидатура, так как «не имеет ученой степени, научного опыта и веса, не обладает опытом руководящей работы и ведения административно-хозяйственной деятельности». Петицию поддержали более 1 тыс. человек.

Сотрудники музея, со своей стороны, написали открытое письмо, обращенное к Министерству культуры, в котором опровергли свою причастность к петиции против назначения новым директором Елизаветы Лихачевой. «Мы возмущены, что от нашего имени распространяются тексты, содержание которых не было согласовано с нами. Мы не имеем информации о достоверности фактов, изложенных в петиции, и не знакомы с документами, подтверждающими их», — говорится в письме.
Сразу после пресс-конференции, на которой было объявлено имя нового директора, к заместителю министра подошли представители инициативной группы, также из сотрудников музея, выразившие свое недовольство выбором Минкульта. Главная претензия к утвержденной кандидатуре состоит в том, что профессиональные компетенции Елизаветы Лихачевой не соответствуют этой должности. Свою позицию выразила заведующая отделом развития музейного комплекса Ирина Федякова: «Многие, в том числе новый руководитель музея, заявляют о том, что музей находится в очень плачевном состоянии. Я категорически не согласна с этим. Даже за то время, что я работаю в музее — относительно недавно, с 2015 года, — увеличилась посещаемость, прошло несколько топовых мероприятий, привлекших публику в музей. В этом году планировалось два крупных межмузейных проекта, один из них посвящен юбилею Василия Баженова, второй — авангарду. В этом участвует весь музей, ведется очень активная работа. В то же время деятельность нового директора, Елизаветы Лихачевой, сводилась к чтению лекций и проведению экскурсий. Как сотрудник филиала — дома Мельникова — большую часть времени она проводила там и не совсем в теме того, что происходит здесь, в музее на Воздвиженке. Кроме того, сейчас Министерство культуры как раз разрабатывает стандарты оценки эффективности музейных сотрудников. И первый вопрос, который возникает: какие критерии оценки предъявляются к кандидату на позицию руководителя музея? Очевидно, что здесь необходим и опыт управленческой работы, и знание иностранных языков, и опыт научной работы, участие в конференциях, не говоря уже о наличии научной степени. Ни одному из этих критериев Елизавета Лихачева не соответствует». Протестующие против назначения директором Лихачевой сотрудники музея создали инициативную группу и планируют созвать пресс-конференцию в ближайшее время.

Сама Елизавета Лихачева в своем первом выступлении в качестве директора выразила надежду на консолидацию коллектива: «Я призываю к тому, чтобы закончить бесконечные дрязги. На них нет ни времени, ни сил. У нас очень много работы. Я совершенно точно могу сказать, что у меня нет и никогда не было намерения менять кадровую политику. Будут приняты какие-то необходимые решения. В концепции прописано, что в музей необходимо вернуть младший и средний научный состав. У нас три главные задачи: нужен депозитарий, это очевидно, также нам необходимо отреставрировать старое здание и приспособить его под музейные функции, и самая глобальная задача, которая перед нами стоит, — это издание генерального каталога всего собрания». «Нет времени на дрязги. Давайте работать», — резюмировала она. Завтра состоится закрытая встреча коллектива с новым директором.

В поддержку Елизаветы Лихачевой высказался Павел Кузнецов, директор филиала — Музея Константина и Виктора Мельниковых: «Это решение принято по абсолютно прозрачным правилам. Кандидатура директора выбрана и утверждена по результатам конкурса концепций развития музея, в котором могли принять (и приняли) участие все желающие: и музейщики, и архитекторы. Это честная победа в честной борьбе. Я как соавтор концепции развития музея Елизаветы Лихачевой могу только поддержать это начинание. В ближайшее время концепция будет опубликована. Пока что могу сказать, что среди первостепенных задач — создание постоянной экспозиции музея. Что касается недовольства, высказанного некоторой частью коллектива, то всегда есть различные мнения, есть личные отношения. Самое главное — чтобы профессиональное доминировало над личным».

Елизавета Лихачева родилась в Москве в 1978 году. В 2014 году окончила отделение истории и теории искусства исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. В музей пришла в 2006 году по приглашению тогдашнего директора Давида Саркисяна. Ее усилиями была создана опись фотокаталога, что значительно упростило работу с ним для посетителей, также были составлены и утверждены правила работы с коллекцией. С 2010 по 2012 год Елизавета Лихачева была главным специалистом отдела по связям с общественностью и издательской деятельности. Под ее руководством был выпущен путеводитель по Музею архитектуры. Кроме того, она занималась созданием экскурсионного направления и реорганизацией работы лектория. С июня 2014 года Елизавета Лихачева работала в филиале Музея архитектуры — Государственном музее Константина и Виктора Мельниковых, где руководила процессом музеефикации здания. В первую очередь с ее именем связан болезненный процесс перехода дома Мельникова под управление музея. Напомним, что проживавшая там внучка архитектора Екатерина Каринская отказывалась покинуть дом, настаивая на том, что это ее единственное жилье и что процедура его передачи по завещанию сына архитектора, Виктора Мельникова, не соблюдена. В конце концов она была выселена из дома, и начался процесс музеефикации уникального памятника архитектуры. Жесткие действия и не всегда корректные высказывания представителей Музея архитектуры, прежде всего Елизаветы Лихачевой, в процессе перехода дома под музейное управление вызвали резкую критику профессионального музейного и архитектурного сообщества. Эта история обернулась скандалом, в результате которого музей понес серьезные репутационные потери. Подробнее об истории противостояния вокруг дома Мельникова читайте в нашем материале.

В конкурсе концепций развития музея, ставшем одновременно конкурсом на пост директора, принимали участие семь человек. Кроме Елизаветы Лихачевой, это еще двое сотрудников музея: заместитель директора по методической и просветительской работе Александра Степина и нынешний исполняющий обязанности директора Ирина Чепкунова, а также заместитель директора по развитию музея-заповедника «Костромская слобода» Сергей Пиляк, заместитель директора Мультимедиа Арт Музея Ольга Нестерцева и член Союза архитекторов РФ, советник по архитектурной политике главы администрации Евпатории Алексей Комов. Самой неожиданной оказалась заявка учащейся магистратуры Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ Евгении Соколовой.

Конкурс был объявлен в декабре 2016 года после того, как музей покинула его директор Ирина Коробьина. Об отставке она сообщила на своей страничке в Facebook, подчеркнув, что причиной ухода стало несогласие с действиями ее руководителей в Министерстве культуры.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+