Постоянным фоном жизни известнейшего памятника авангарда почти 20 лет служит стройка. Сможет ли он уцелеть на этот раз?

№13, май 2013
№13
Материал из газеты

Пока дом Константина Мельникова ветшает, его сотрясают и судебные претензии наследников, и отбойные молотки строителей

«Каждую неделю появляются новые трещины», — говорит Екатерина Викторовна Каринская, внучка Константина Мельникова и на сегодняшний день, по сути, единственная хранительница титульного памятника русского архитектурного авангарда. Пока еще живого, хотя угроза его существованию настолько реальна, что, кажется, только чудо можетего спасти. Рядом, на Арбате,идет глобальная стройка: рабочие ЗАО «Траст-ойл» роют 16-метровый (по другим данным, 20-метровый) котлован для подземной парковки многофункционального жилого и торгового комплекса. Стоя наверху, можно не только любоваться открытым пространством и тенями двойных шестиграников знаменитых окон, но и чувствовать, как дрожит под ногами пол.В Мосгорнаследии при этом утверждают, что дом Мельникова не попадает в зону влияния стройки.

Дом архитектора Константина Мельникова уже давно возвышается над обрывом строительного котлована
Дом архитектора Константина Мельникова уже давно возвышается над обрывом строительного котлована

Это только одна из двух строек по соседству. Другая — на углу Кривоарбатского переулка и Арбата. Но та, что на самом Арбате, угрожает всему, что вокруг. Еще недавно на ее месте стоял дом Мельгунова XVIII века (Арбат, дом № 41, стр. 1). Соседний дом № 39 снесли несколько лет назад, а этот, вопреки отсутствию необходимой документации, разобрали в августе. В отличие от дома Мельгунова, дом Мельникова — памятник, хоть и городского значения (требование поднять его статус до федерального уровня, прозвучавшее на международной конференции «Наследие в опасности/Heritage at Risk», прошедшей в Москве в 2006 году, до сих пор не выполнено). Зато он давно входит в сотню памятников мировой культуры, находящихся под угрозой исчезновения. И возникла она не вчера. В 2006 году был утвержден проект строительства на Арбате многофункционального центра с жильем, магазинами и 15-метровой подземной парковкой. Согласовали даже подъезд грузового транспорта по Кривоарбатскому переулку — при его-то более чем скромных размерах.

Транспортный вопрос, кстати, и сегодня актуален: допустим, дом Мельникова выстоит — как будут подъезжать счастливые новоселы домой? Если же представить себе ситуацию — что памятник рухнет, проезд будет открыт.

История борьбы

В 2006-м бывший сенатор от Перми Сергей Гордеев, основатель фонда «Русский авангард», купил у наследника дочери архитектора половину дома. Второй частью владел сын мастера, художник Виктор Мельников, который все советские годы на нищенские средства вместе со своим великим отцом, лишенным возможности работать, содержал памятник. В 2004 году младшая дочь Виктора Елена предъявила дарственную отца на дом. Брат документ опротестовал: по его словам, архитектор был совсем слеп и не видел, что подписывал. По этому завещанию принадлежащая ему половина дома должна была отойти государству, а исполнителем воли назначалась старшая дочь Екатерина. Начались бесконечные суды. В итоге Гордеев, мечтавший открыть музей Мельникова, отписал свои полпамятника Государственному музею архитектуры, где с 2006 года хранится его графический архив. Но имущественный спор так и не разрешен. Этим объясняет Мосгорнаследие тот факт, что реставрация не начата. «Бремя содержания памятников лежит на собственнике, — заявил советник главы Мосгорнаследия Николай Переслегин, комментируя в ноябре скандал с отключением дома от теплоснабжения. — Если бы собственником была Москва, тогда мы бы все подключили». Так же чиновники говорят и о перспективах реставрации и создания музея: если бы здание принадлежало государству, работы давно бы начались. Но охраняется ли памятник государством или нет?

Покойник скорее жив

Чиновники говорят о возрасте и качестве дома: деревянные перекрытия долго не живут... У нас не живут. А в войну памятник пережил попадание бомбы в расположенный по соседству Театр им. Вахтангова. Но не пошатнулся. «Безбалочные перекрытия были в полном порядке, — вспоминает Каринская, — пока по обе стороны от дома не вырыли котлованы».

«Мы требуем сохранить дом Мельникова как музей. Требуем выделить денежную компенсацию семье Мельникова, которая 40 лет после смерти архитектора сохраняла его дом. Требуем собрать в одном месте его архивы и сделать их доступными для архитекторов, ученых и образованной публики. Поступая так, Россия сохранит часть мирового наследия...» Это цитата из очередного вопля мировой общественности — письма, подписанного 30 именами, в том числе Питером Айзенманом, Альваро Сизой, Аратой Исодзаки, Ремом Колхасом, Бернардом Чуми.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
5
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
6
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
7
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
В свой юбилейный год московский музей реконструирует еще одно крыло Бахметьевского гаража и устроит выставки крупнейших художников, в том числе Рембрандта и Клюна
02.09.2021
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+