Ярмарка non/fiction как книжкин новый год

18-я Международная ярмарка интеллектуальной литературы non/fiction пройдет в Москве в Центральном доме художника с 30 ноября по 4 декабря. О новинках и оживлении российского книжного рынка размышляет Дмитрий Бавильский

Все уже привыкли к тому, что новый год в книгоиздательской отрасли наступает на месяц раньше — на ярмарке non/fiction, которая на этот раз проводится в Центральном доме художника с 30 ноября по 4 декабря

Время проведения non/fiction выбрано идеально — незадолго до новогодних и рождественских праздников, наиболее подаркоемкого сезона. Умные книжники стараются выпустить к этому времени самые важные свои новинки, чтобы читатели смогли увидеть на стендах и стеллажах лучшие книги и альбомы минувшего года (некоторые издатели, впрочем, завозят в ЦДХ также букинистику), а критики — сформулировать очередные моды и тренды. Вся эта информация переварится как раз к макушке года, и нет лучшей рекомендации для покупателя, чем «эта книжка стала хитом последней non/fiction».

Справка

Дмитрий Бавильский

Редактор разделов «Музей», «Реставрация», «Книги» The Art Newspaper Russia. Дважды лауреат премии журнала «Новый мир» (2006, 2009), обладатель Премии Андрея Белого (2014).

Еще…

Критики и литературные обозреватели отмечают практически небывалое количество новинок, заслуживающих первоочередного внимания. Критик Галина Юзефович, предваряя свой традиционный список «книг, без которых нельзя уходить с ярмарки non/fiction», радостно пишет, что редакция «Медузы» разрешила ей выйти за рамки привычных 20 позиций. В последнем Weekend (пятничное приложение к газете «Коммерсантъ») критики Игорь Гулин и Лиза Биргер предлагают свой список. В него вошло 55 горячих, с пылу с жару, новинок (17 из них — издания, предназначенные детям). Искусствоведческие монографии, альбомы и выставочные каталоги, на которые стоит обратить внимание, можно найти в книжном разделе нашей газеты. Мы рецензируем самые интересные новинки круглогодично, лучшие из них вошли в лонг-лист Ежегодной премии The Art Newspaper Russia, а наши статьи вполне могут служить рекомендациями к поиску на ярмарке. Причем не только русскоязычной литературы. Хотя, конечно, в первую очередь нас интересуют достижения отечественных издательств. Тем более что в этом году отмечается зримое восстановление российского книжного рынка, постоянно падавшего начиная с кризиса 2009 года, а значит, новых изданий будет более чем достаточно. По итогам этого года общий рост в денежном выражении может составить 7–8%, до 80 млрд руб., причем без учета того, что закупается на бюджетные средства.

Между прочим, в России (и здесь мы снова идем своим, особым путем) растет и рынок электронных изданий. Во всем мире продажи электронных книг достигли своего пика, повсеместно наблюдается откат к бумаге, и только в России объем «электронки» может достичь к концу года 2,5 млрд руб. — против 1,7 млрд руб. в 2015-м. Годовой рост, составляющий 47%, тем не менее не влияет на продажи «бумажных носителей», несмотря на постоянный рост цен. Возможно, это связано с разнообразием нынешнего ассортимента, когда любой читатель может найти себе книгу по вкусу. И весьма кстати, что широта издательского диапазона связана прежде всего с умной и серьезной литературой, традиционно привечаемой на ярмарке в ЦДХ. Вал коммерческих поделок, конечно, неостановим, однако внимания к нему с каждым годом все меньше и меньше. Хочется думать, что читательская аудитория медленно, но верно переходит от количественных показателей к качественным. Что видно даже по оформлению новых книг: издатели все чаще задумываются о книжном дизайне, все серьезнее и тщательнее вкладываются в разработку обложек и верстки.

Сегодняшний книжный бум хочется сравнить с музейным — с его очередями на выставки и бескрайним выставочным сезоном, когда большие ретроспективы открываются даже летом, в пересменку. В трудные времена возникает особенная необходимость в подлинности и несуетности, когда важны явления, выставки или издания, способные помочь пережить сложности текущего момента и прикоснуться к вечным ценностям. Из-за них можно и в уличной очереди перед ЦДХ постоять, причем как со стороны Третьяковки на Крымском Валу, так и у входа на книжную выставку-ярмарку.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+