18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Невозможные насмешники

№45
Материал из газеты

«Анатомия смеха» — книга о старой английской карикатуре, ее создателях и жертвах — еще раз убеждает в особом характере классического английского юмора

Англичане — един­ствен­ный народ, чей юмор считается национальной чертой и синонимом не всем понятного сарказма. Книга Анатомия смеха. Английская карикатура XVIII — первой трети XIX века — каталог к выставке с тем же названием, прошедшей в Государственном музее-заповеднике «Царицыно».

В названии выставки есть и еще одно уточнение: старая английская карикатура, насмехающаяся над монархами, знатью, актерами и самим Джоном Буллем, то есть английским народом, сохранилась в фондах Российского государственного архива социально-политической истории, куда попала из упраздненного Института К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И.Ленина как материал, иллюстрировавший идеи классиков марксизма о развитии капитализма в Англии. Ранняя советская идеологическая серьезность в соединении со специфическим английским юмором дает феерические результаты. В статье о происхождении и судьбе коллекции можно прочесть, что она почти неизвестна публике, но «в 1927 году участвовала в выставке Великая французская революция, приуроченной к 130-летию со дня казни Г.Бабёфа». Французской революции и ее чудовищному порождению — узурпатору Бонапарту действительно посвящена важная часть из двух сотен показанных карикатур. Но среди мишеней их авторов заговорщика Бабёфа не было. Зато в марксистский институт попали листы, описывающие сладострастие принца Уэльского (впоследствии короля Георга IV), пьянство премьер-министра Уильяма Питта, толстые задницы щеголя Эдварда Топхэма и его любовницы Мэри Уэллс, легкомыслие танцовщика Шарля Луи Дидло. Английские карикатуристы XVIII — первой трети XIX века высмеивали не только всех, но и за все: за политические взгляды, рост и вес, любвеобильность и тщеславие, желание наряжаться, поесть и выпить, и даже за благие намерения. Например, за решение дам высшего света кормить младенцев грудью.

Разумеется, часть сатирических листов посвящена международной политике и войнам, но она, может быть, и не так занимательна, потому что издевательское изображения чужих монархов — дело известное. Но вот чтобы так нагло публично издеваться над собственным королем, как английские карикатуристы над Георгами III и IV, — это, пожалуй, редкость.

«Карикатура вошла в плоть и кровь английской культуры. Из маргинального и опасного жанра, коим была в других странах Европы, она превратилась в привычную деталь пейзажа и более того — в неотъемлемую часть национального самопознания», — пишет во вступительной статье автор-составитель Анатомии смеха Василий Успенский. В небольшом тексте он подробно рассказывает, как и почему сатирические гравюры стали популярны, какую роль они играли в обществе, насколько доходным был этот бизнес, отмечает зависимость низкого жанра от высокого искусства и полную независимость авторов раскрашенных гравюр в выборе объектов и сюжетов. А также характеризует самых известных художников золотого века английской карикатуры — профессионалов Джеймса Гилрея и Томаса Роуландсона и любителя сэра Генри Уильяма, баронета Банбери. После чтения такой насыщенной статьи чувствуешь себя знатоком культурного феномена, о котором имел весьма смутное представление, если вообще имел.

Но главное удовольствие книги — в рассматривании.  В небольших листах разыгрываются сцены самого разного рода — от камерных и интимных до площадных и батальных. При этом каждый персонаж на балу или поле битвы выписан самым тщательным образом и накрепко вписан в общую композицию. Учитывая, что гравюры делались быстро, реагировали на злобу дня, фантазия и талант художников и умения граверов вызывают восхищение и производят замечательное впечатление. 

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+