Невозможные насмешники

№45, июль-август 2016
№45
Материал из газеты

«Анатомия смеха» — книга о старой английской карикатуре, ее создателях и жертвах — еще раз убеждает в особом характере классического английского юмора

Анатомия смеха. Английская карикатура XVIII — первой трети XIX века / Авт.-сост. В. М. Успенский. М.: Арт Волхонка, 2016. 352 с.
Анатомия смеха. Английская карикатура XVIII — первой трети XIX века / Авт.-сост. В. М. Успенский. М.: Арт Волхонка, 2016. 352 с.

Англичане — един­ствен­ный народ, чей юмор считается национальной чертой и синонимом не всем понятного сарказма. Книга Анатомия смеха. Английская карикатура XVIII — первой трети XIX века — каталог к выставке с тем же названием, прошедшей в Государственном музее-заповеднике «Царицыно».

В названии выставки есть и еще одно уточнение: старая английская карикатура, насмехающаяся над монархами, знатью, актерами и самим Джоном Буллем, то есть английским народом, сохранилась в фондах Российского государственного архива социально-политической истории, куда попала из упраздненного Института К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И.Ленина как материал, иллюстрировавший идеи классиков марксизма о развитии капитализма в Англии. Ранняя советская идеологическая серьезность в соединении со специфическим английским юмором дает феерические результаты. В статье о происхождении и судьбе коллекции можно прочесть, что она почти неизвестна публике, но «в 1927 году участвовала в выставке Великая французская революция, приуроченной к 130-летию со дня казни Г.Бабёфа». Французской революции и ее чудовищному порождению — узурпатору Бонапарту действительно посвящена важная часть из двух сотен показанных карикатур. Но среди мишеней их авторов заговорщика Бабёфа не было. Зато в марксистский институт попали листы, описывающие сладострастие принца Уэльского (впоследствии короля Георга IV), пьянство премьер-министра Уильяма Питта, толстые задницы щеголя Эдварда Топхэма и его любовницы Мэри Уэллс, легкомыслие танцовщика Шарля Луи Дидло. Английские карикатуристы XVIII — первой трети XIX века высмеивали не только всех, но и за все: за политические взгляды, рост и вес, любвеобильность и тщеславие, желание наряжаться, поесть и выпить, и даже за благие намерения. Например, за решение дам высшего света кормить младенцев грудью.

Разумеется, часть сатирических листов посвящена международной политике и войнам, но она, может быть, и не так занимательна, потому что издевательское изображения чужих монархов — дело известное. Но вот чтобы так нагло публично издеваться над собственным королем, как английские карикатуристы над Георгами III и IV, — это, пожалуй, редкость.

«Карикатура вошла в плоть и кровь английской культуры. Из маргинального и опасного жанра, коим была в других странах Европы, она превратилась в привычную деталь пейзажа и более того — в неотъемлемую часть национального самопознания», — пишет во вступительной статье автор-составитель Анатомии смеха Василий Успенский. В небольшом тексте он подробно рассказывает, как и почему сатирические гравюры стали популярны, какую роль они играли в обществе, насколько доходным был этот бизнес, отмечает зависимость низкого жанра от высокого искусства и полную независимость авторов раскрашенных гравюр в выборе объектов и сюжетов. А также характеризует самых известных художников золотого века английской карикатуры — профессионалов Джеймса Гилрея и Томаса Роуландсона и любителя сэра Генри Уильяма, баронета Банбери. После чтения такой насыщенной статьи чувствуешь себя знатоком культурного феномена, о котором имел весьма смутное представление, если вообще имел.

Но главное удовольствие книги — в рассматривании.  В небольших листах разыгрываются сцены самого разного рода — от камерных и интимных до площадных и батальных. При этом каждый персонаж на балу или поле битвы выписан самым тщательным образом и накрепко вписан в общую композицию. Учитывая, что гравюры делались быстро, реагировали на злобу дня, фантазия и талант художников и умения граверов вызывают восхищение и производят замечательное впечатление. 

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
5
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+