18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Петр Белый: «Они были ван гогами перформанса»

Куратор выставки «Товарищество Новые Тупые» Петр Белый рассказал о том, почему выставка петербургских маргиналов, проходящая в Московском музее современного искусства, актуальна именно сейчас

Почему сейчас назрела необходимость сделать эту выставку?

Назрела она давно, товарищество «Новые тупые» существовало в виде мифа, легенды, которая не была в достаточной степени артикулирована. О них все знали, по крайней мере в Петербурге, но увидеть было негде.

Кто-то знал, но забыл, а кто-то — я имею в виду молодое поколение — и не знал совсем.

О них забыли отчасти и потому, что не было человека, который все бы рассказал и показал. Архив группы хранился в разных местах, непонятно где, непонятно как. И чем больше я его изучал, тем больше я поражался тем вещам, которые они делали, и тем больше мне хотелось рассказать о них. Просто замечательные вещи.

По большому счету эта выставка сделана ради справедливости — чтобы исправить историю искусства. «Новые тупые», мне кажется, намного более интересны своей связью с общемировыми практиками, чем, скажем, Новая академия, которая затмила собой в тот период все остальные петербургские группы. Новая академия, не в обиду будет сказано, гениальные промоутеры-шутники, а постмодернистский юмор устаревает столь стремительно, что многое сейчас просто несмешно. Практики «тупых», напротив, были чрезвычайно прогрессивны для своего времени, а многие перформансы только сейчас обретают дополнительные смыслы. Например, отмывание и выжимание российского флага, нарисованного гуашью на полиэтилене, или запуск под купол собора стрелки со словом «Выход».

Как группа соприкасалась с общемировыми практиками? С кем бы вы их сравнили?

Была, например, акция Игоря Панина «Борщ» — реакция на войну в Сербии. Он черпал борщ, поливал им зрителей и лил его на белую скатерть. Такая трагическая метафора. Через полгода прошла акция Марины Абрамович «Балканское барокко».

У «тупых» были в целом гуманистические установки, свойственные, скорее, западным художникам, типа фразы из манифеста Вадима Флягина «да здравствуют все Твари!». Я вообще надеюсь, что следующая их выставка будет в нью-йоркском МоМА или в Тейт Модерн в Лондоне. О них стоит рассказать не только в России.

Насколько вообще западное искусство повлияло на товарищество «Новые тупые»?

Деятельность «тупых» была отчасти построена на самостийном освоении западных практик с последующим присвоением. Интернета не было, поэтому все проходило через персональный, несистемный опыт: что-то видели, что-то слышали. Началось все с акции «Учитесь видеть», которая возникла под впечатлением от появившегося тогда перевода Мартина Хайдеггера. Во рту художники держали ложки с горючей смесью, глаза были завязаны, на повязках были нарисованы другие глаза, а на пюпитре стоял томик Хайдеггера — то есть буквально «учиться смотреть другими глазами». «Тупые» ведь из поколения еще с советским бэкграундом, выученные как советские художники. Люди того периода вынужденно учились видеть заново, каждый по-своему.

Можно сказать, что «Новые тупые» открывали западное искусство с детской непосредственностью.

Представьте, что вы студент художественного вуза и открываете для себя искусство: Серов, Репин, импрессионисты, а дальше Сезанн, Пикассо и по нарастающей. Члены товарищества набросились на новейшую историю искусств с детской жадностью. Они проживали новый опыт, декларируя наивный взгляд и не скрывая этого. Как говорил Игорь Панин, «тупая жизнь порождает тупой взгляд, тупой взгляд порождает тупое искусство, а это уже гармония».

В чем особенность именно их подхода?

Они отчасти предвосхитили сегодняшние междисциплинарные практики. Проникновение групповой деятельности в личное и, наоборот, персонального творчества — в группу. Все действительно было скомбинировано очень тонко и точно. Сергей Спирихин пришел из литературы и философии, Александр Ляшко — фотограф, Игорь Панин — дизайнер, Владимир Козин — скульптор, Максим Райскин — искусствовед. Эта комбинация людей из разных дисциплин привела к необыкновенной многомерности. Их ключевая идея — жизнь как перформанс.

Каким был их главный персонаж?

Персонаж группы в целом — это энциклопедический образ художника-маргинала, искреннего, безбашенного, некоммерциализированного, не привязанного к конъюнктуре. В крайней степени невостребованного. Можно сказать, что они были ван гогами перформанса.

Я очень люблю их акцию по стихотворению Гавриилы Державина «Я царь — я раб — я червь — я бог!». Вопрос «тварь ли я дрожащая или право имею» был актуален для русского художника всегда. «Кто я?» «Имею ли я право участвовать в мировом искусстве?» Часто творчество наших художников продиктовано этими «комплексами», где мания величия сменяется приступами самоуничижения. Может, сейчас в меньшей степени, а в 1990-х этот вопрос стоял очень остро, поэтому, обрисовывая такой психотип, «тупые» как бы ставили диагноз себе и обществу.

Но степень свободы была невероятная!

Искренность, невероятная свобода и органичность — такие были критерии. В главном зале висит фотография, на которой снят момент, как Игорь Панин прыгает в яму на Литейном проспекте. Птицей летит там. Умение вступить в игру было у «Новых тупых» развито необыкновенно.

Прыжок в яму был спонтанным?

Все абсолютно спонтанно.

Но ведь их акции прекрасно задокументированы. Несмотря на свою маргинальность, они заботились о документации?

Почти все акции были сняты на камеру. Секрет в том, что член группы Александр Ляшко был профессиональным фотографом, отчасти участвуя в акциях, отчасти снимая. Его архив и лег в основу выставки. Во времена своего существования товарищество пользовалось любовью арт-сообщества, их многие снимали.

Почему вы заинтересовались группой?

Так вышло, что моя кураторская специализация — маргинальные сообщества. Невостребованные, найденные. Некая форма борьбы за справедливость. И «Новые тупые» идеально соответствуют моим внутренним установкам, я все время учусь у них, может быть, не напрямую. Посвящая себя другим, отчасти разбираешься себе, а ведь это самое главное.

Почему же все-таки товарищество прекратило свое существование?

Формально группа рассыпалась в 2002 году из-за того, что Вадим Флягин, ее душа, полностью отказался от художественных практик и уехал в Нижний Новгород. У него нет связи, мобильного телефона. Он замкнутый человек, осознанно решивший не выходить в публичное пространство. Кто-то уехал за границу. Сергей Спирихин и Инга Нагель живут в Вене, Максим Райскин — в Кельне. И не всем им удалось сохранить дружеские отношения. В общем, естественный распад.

Будут ли сопровождать выставку какие-то специальные события?

Перформанс — одна из самых сложных форм репрезентации, музеефикация немузеефицируемого. Поэтому в выставку добавлены перформансы-реконструкции, перформансы-оммажи, которые будут осуществлять время от времени в залах студенты института «Про Арте» и других школ современного искусства. Запланированы лекции и круглые столы. Плюс выставка включена в спецпрограмму Молодежной биеннале, что придает «Новым тупым» статус вечно молодых. И это правда.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+