18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

70 перформансов самоиронии. Незадачливых, непродажных, тупых

№44
Материал из газеты

Выставка самой беззаботной группы авангардистов Северной столицы в Москве

Беззаботной — прежде всего потому, что художники были мало озадачены документацией своей деятельности, оттого куратору Петру Белому пришлось собирать выставку буквально по крупицам. «Товарищи тупые» то пытались создать документацию, то ее уничтожали, так что от шести лет существования группы, с 1996 по 2002 год, остались записи на VHS да фотографии, некоторые же объекты пришлось реконструировать. Московская выставка пройдет по стопам петербургской: в конце прошлого года Белый организовал первую за много лет выставку группы в своей галерее «Люда». Показ в ММОМА, где можно будет увидеть сохраненные для потомков 70 перформансов, должен окончательно вывести художников из категории «забытые имена».

«Тупые» с самого начала вдохновенно вживались в амплуа неудачников. Петербург 1990-х был ослеплен персоной Тимура Новикова, остальные же были вынуждены прозябать в тени его величества. Литератор Сергей Спирихин, искусствовед Максим Райскин, художники Владимир Козин, Игорь Панин, Вадим Флягин, Инга Нагель, Александр Ляшко и позднее присоединившийся Олег Хвостов противопоставили блеску неоакадемизма чистейший антиэстетичный идиотизм. Художники явно пестовали собственную маргинальность, выглядя эдаким коллективным Пьером Ришаром на фоне великолепных, как будто бы успешных неоакадемистов, которые, надо напомнить, сами были отъявленными маргиналами.

Впрочем, не остались без внимания петербуржцев и пафосные жесты московских акционистов. На открытии выставки Среднерусская возвышенная тупость в галерее «Борей» Вадим Флягин, который жил и работал в галерее, показал перформанс Ванька-встанька. В течение четырех часов Флягин тупо скатывался со стульев, на которых спал по ночам. По окончании перформанса на теле художника не осталось живого места. Безусловно, «тупые» далеки от прямых пародий, однако гипертрофированное внимание к телесному, присущее московскому акционизму того времени, было одной из мишеней их критиков.

Произведения, созданные «незадачливыми» художниками, часто исчезали, едва появившись на свет. Памятник Комару, ставший ответом на памятник Чижику-пыжику, водруженный в чаше Мариинской больницы на Литейном, продержался полгода. Программное создание непродажных произведений во второй половине 1990-х можно понять: зарождение арт-рынка в России имело порой не слишком приглядные черты. Впрочем, сегодня эти анархистские жесты выглядят битвой против ветряных мельниц: наш арт-рынок, увы, так и не развился достаточно, чтобы испортить чьи-то неокрепшие умы.

Карнавальный дух процветал и в акциях. В декабре 1998 года, во время выборов в Госдуму, группа провела акцию Мы сделаем вашу жизнь счастливой, растянув над Литейным проспектом транспарант с таким же лозунгом. «Тупые» агитировали прохожих.

Этот как бы «провальный» жест явно выглядел ответом на московскую акцию Анатолия Осмоловского Баррикада, наделавшую немало шума. Жизнь как веселый, но местами страшный карнавал, впрочем, в традиции богемного Петербурга. За «тупыми» закрепилась репутация наследников обэриутов, хотя, возможно, их художественные безрассудства все же ближе петербургской романтической панк-культуре.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+