18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Другая сторона «Ржи»

№44, июнь 2016
№44
Материал из газеты

Предстоящие русские аукционы в Лондоне отличаются скромными эстимейтами и широким предложением в средней ценовой категории. Шедевры, впрочем, тоже есть

Иван Шишкин. На опушке соснового леса. Sotheby's, эстимейт £500–700 тыс. Sotheby's
Михаил Ларионов. Натюрморт с рыбами. Bonhams, эстимейт £80–100 тыс. Bonhams
Алексей Харламов. Интересная книга. Bonhams, эстимейт £200–300 тыс. Bonhams
Юрий Анненков. Автопортрет. Bonhams, эстимейт £50–70 тыс. Bonhams
Керамический сосуд для табака в серебряной монтировке. Фирма Карла Фаберже. Christie's, эстимейт £20–30 тыс. Christie's
Лев Бакст. Эскиз костюма Волка к балету "Спящая красавица". Christie's, эстимейт £40–60 тыс. Christie's
Борис Григорьев. Портрет Льва Шестова. Christie's, эстимейт £100–150 тыс. Christie's
Иван Айвазовский. Османская кофейня в лунном свете. Christie's, эстимейт £200–300 тыс. Christie's
Борис Анисфельд. Садко, подводное царство. Sotheby's, эстимейт £25–35 тыс. Sotheby's
Александр Бенуа. Эскиз к опере Золотой петушок. Sotheby's, эстимейт £10–15 тыс. Sotheby's
Фарфоровая тарелка С высоких вершин по дизайну Сергея Чехонина. MacDougall's, эстимейт £8–12 тыс. MacDougall's
Сергей Виноградов. Печерский монастырь. Звонница. MacDougall's, эстимейт £50–70 тыс. MacDougall's
Генрих Семирадский. Светочи христианства. Факелы Нерона. MacDougall's, эстимейт £400–500 тыс. MacDougall's
Ладо Гудиашвили. Легенда об основании Тбилиси. MacDougall's, эстимейт £200–250 тыс. MacDougall's
Иван Шишкин. На опушке соснового леса. Sotheby's, эстимейт £500–700 тыс. Sotheby's
Михаил Ларионов. Натюрморт с рыбами. Bonhams, эстимейт £80–100 тыс. Bonhams
Алексей Харламов. Интересная книга. Bonhams, эстимейт £200–300 тыс. Bonhams
Юрий Анненков. Автопортрет. Bonhams, эстимейт £50–70 тыс. Bonhams
Керамический сосуд для табака в серебряной монтировке. Фирма Карла Фаберже. Christie's, эстимейт £20–30 тыс. Christie's
Лев Бакст. Эскиз костюма Волка к балету "Спящая красавица". Christie's, эстимейт £40–60 тыс. Christie's
Борис Григорьев. Портрет Льва Шестова. Christie's, эстимейт £100–150 тыс. Christie's
Иван Айвазовский. Османская кофейня в лунном свете. Christie's, эстимейт £200–300 тыс. Christie's
Борис Анисфельд. Садко, подводное царство. Sotheby's, эстимейт £25–35 тыс. Sotheby's
Александр Бенуа. Эскиз к опере Золотой петушок. Sotheby's, эстимейт £10–15 тыс. Sotheby's
Фарфоровая тарелка С высоких вершин по дизайну Сергея Чехонина. MacDougall's, эстимейт £8–12 тыс. MacDougall's
Сергей Виноградов. Печерский монастырь. Звонница. MacDougall's, эстимейт £50–70 тыс. MacDougall's
Генрих Семирадский. Светочи христианства. Факелы Нерона. MacDougall's, эстимейт £400–500 тыс. MacDougall's
Ладо Гудиашвили. Легенда об основании Тбилиси. MacDougall's, эстимейт £200–250 тыс. MacDougall's

Настрой у экспертов аукционных домов оптимистичный. Будет лучше, чем в прошлом году, — в этом продавцы искусства едины. Что думают об этом покупатели, покажут итоги аукционов. В целом для них постарались обеспечить выбор из работ получше — и подешевле.

Каждый из аукционных домов по-прежнему в своем репертуаре. Christie’s делает акцент на изысканных знаточеских вещах. Например, на торгах будут листы дизайна костюмов Льва Бакста к балету Спящая красавица, сделанные в 1921 году. Учитывая юбилей художника и две выставки, посвященные ему Государственным Русским музеем и Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, — отличный выбор для частной коллекции. Дороже всего эскиз костюма Волка (эстимейт £40–60 тыс.). У Christie’s в каталоге немало «первых имен», при этом многие представлены небольшими работами или графикой, то есть вещами качественными, но недорогими. Здесь мистическая гуашь Наполеон, мечтающий о свободе Мстислава Добужинского (£6–8 тыс.), карандашный кубистический автопортрет Наталии Гончаровой со штампом коллекции князя Аргутинского-Долгорукого (£12–15 тыс.), карандашный же Васька (лежащий чубатый конь) Валентина Серова (£8–12 тыс.), небольшое масло Старая Русса Бориса Кустодиева (£20–30 тыс.). Русские торги, конечно, не могут обойтись без чего-то солидного и даже пафосного — такую роль «обложечных» работ отлично играют пейзажи Ивана Айвазовского, которых у Christie’s целых три, самый дорогой — Османская кофейня в лунном свете, написанный на острове Родос (£200–300 тыс.).

Sotheby’s обычно стремится поразить коллекционеров роскошью имен и ассортимента. Вне конкуренции полотно На опушке соснового леса Ивана Шишкина, соединяющее в себе все то, чего мы ждем от художника: даль, ширь, рожь. Этот пейзаж написан в окрестностях Елабуги, и не исключено, что с той же самой точки, с которой 20 годами раньше — знаменитая Рожь (сейчас в Государственной Третьяковской галерее). Только теперь художник развернулся в другую сторону — к лесу передом, а к полю задом. За полотно, представленное на 25-й выставке Товарищества передвижников, соперничали Николай II и Дмитрий Стахеев, причем в итоге оно досталось не царю, а частному коллекционеру. Сейчас картина продается с эстимейтом £500–700 тыс. Так же оценен огромнейший (3х4,5 м) Иван Сусанин Константина Маковского. Заснеженный лес, пылающий костер, коварные поляки и седобородый герой, а в углу — плоды его подвига, венчание на царство Михаила Федоровича Романова. Это полотно уже выставлялось на торги, но с эстимейтом заметно более высоким. И Волчья охота Николая Сверчкова, и Вечерний отсвет Ивана Айвазовского, и Пьющая лань Нико Пиросмани — все это с точки зрения прежних «тучных лет» оценено недорого. Кажется, и правда кризис — лучшее время создавать коллекцию. Кроме классической живописи, Sotheby’s продает соцреализм (Туристы Георгия Нисского) и современное искусство на отдельных торгах, где русские художники объединены с восточноевропейскими и мастерами кавказского региона. Тут заслуживает особого внимания хрестоматийная работа соц-арта Двойной автопортрет 1972 года Комара и Меламида (£100–150 тыс.), а также громкие имена — от Владимира Вейсберга до Айдан Салаховой.

Аукционный дом МасDougall’s знаменит неожиданными рыночными решениями. На сей раз он задумал протестировать почти неизведанную часть русского рынка — фотографию. Но основную часть торгов MacDougall’s составляет, конечно, классика: небрежно-эффектное полотно Генриха Семирадского Светочи христианства. Факелы Нерона (£400–500 тыс.), зацепившийся за скалу Спасшийся Ивана Айвазовского (£450–600 тыс.), Баржа на Оке Василия Поленова (£200–300 тыс.), несколько видов русских церквей и монастырей кисти Сергея Виноградова. Выделяется среди этих полотен ранний пейзаж Василия Кандинского, поля с избушкой, написанный в 1903 году в деревне Васильевское в удивительной переходной манере от импрессионистической к экспрессионистической (он оценен в £280–350 тыс.).

Каталог МасDougall’s в этом сезоне толще, чем у других аукционных домов. Отчасти, конечно, потому, что в нем объединены все возможные разделы русского искусства. Много советского искусства, есть хорошенький Тюрлик Гелия Коржева, выставка которого скоро завершается в Третьяковской галерее (£4–6 тыс.), немало работ нонконформистов, есть даже целая коллекция от «итальянского джентльмена» с работами Бориса Свешникова и Дмитрия Краснопевцева. Завершит аукцион подборка фарфора и небольшой раздел фотографии.

Bonhams на сей раз гордится ранним Натюрмортом с рыбами Михаила Ларионова 1909 года, оцененным в £80–100 тыс. В £200–300 тыс. в этом аукционном доме оценили очаровательное полотно Алексея Харламова с тремя читающими книжку девочками с голыми плечиками (на такие картины всегда находится спрос), и в ту же сумму — сделанный в один прием, во время вечера в Абрамцеве, набросок Живая картина на тему Данте и Вергилия Михаила Врубеля. Список необычных работ на Bonhams дополняет Автопортрет Юрия Анненкова — но не маслом, а в бронзе. Это единственная известная скульптура знаменитого художника (£50–70 тыс.).

В целом каталоги всех аукционов тоньше, чем прежде, а ожидаемая домами выручка — меньше.

Лондон, 6–8 июня

Самое читаемое:
1
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
Новый директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, возглавившая его после ухода Марины Лошак, рассказывает о своих ближайших планах и взглядах на развитие музея
27.03.2023
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова
21.03.2023
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
4
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
Живописный город на севере Израиля расположился на склонах горы Кармель. Чем он славен, кроме диковинных и немного китчевых Бахайских садов, и что стоит посмотреть в стороне от привычных туристических маршрутов
24.03.2023
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
7
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Избранные произведения советского андерграунда из собрания Наталии Опалевой приехали на выставку «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту»
02.03.2023
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+