18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Что такое каталог?

В книге, вышедшей послесловием к ретроспективе Юрия Альберта, вы найдете много умных мыслей

Выставка Юрия Альберта, проходившая в Московском музее современного искусства в 2013 году, многих оставила в недоумении — критических экспликаций и отзывов искусствоведов на стенах в залах музея на Гоголевском бульваре было больше, чем работ самого художника. Каталог этой выставки, оформленный как альбом, вышел только сейчас, поэтому лишь теперь, несколько сезонов спустя, можно наконец поставить точку в разъяснениях совместного замысла художника и куратора ретроспективы, Екатерины Деготь, что и сделал критик Андрей Ковалев, чьи тексты об Альберте тоже участвовали в экспозиции.

* * *

Сразу же должен сообщить, что написание этой рецензии могло вызвать конфликт интересов. В каталоге выставки содержится и статья вашего покорного слуги. Однако у меня есть железное алиби: моя статья была показана в качестве артефакта в экспозиции, равно как и тексты, заказанные организаторами выставки другим авторам — критикам, художникам, философам.

Мы все полагали, что в соответствии с заявленным девизом выставки пишем комментарии к отдельным работам Юрия Альберта для каталога — не важно, за гонорар или из чистой любви к искусству. Но на вернисаже мы обнаружили, что наши тексты размещены на стенах вместо произведений.

Авторы каталога, не сомневаюсь, были готовы к такому повороту событий. И без сомнений, предоставили право использовать свои труды художнику, который специализируется в области апроприаций, присвоений и реквизиций. Он однажды уже переписывал критические тексты о себе от руки, а также устраивал в музее экскурсии для зрителей с завязанными глазами и предлагал на вернисаже класть камешек в ботинок.

Такая стратегия называется «институциональная критика», но обычно это весьма решительные действия, а у Юрия, несмотря на весь его радикализм, все получается очень мило и интеллигентно. За что его все в художественной среде и любят; он входит, кажется, во все рейтинги и получает все возможные премии (так, рецензируемый проект получил премию «Инновация» за 2013 год в номинации «Произведение визуального искусства»).

Была объявлена интрига: за время выставки тексты-описания должны были закрываться собственно работами художника Юрия Альберта. На финисаже все тексты уже были закрыты. Не включенному в процесс зрителю опять не на что было опереться, зато внимательные люди могли обнаружить, что фразу, вынесенную в заголовок выставки, художник декларирует на языке жестов в работе «Искусство для глухонемых» (1987).

Но и это еще не вся интрига. В качестве соавтора ретроспективной выставки известного концептуалиста, где показаны его произведения, была указана Екатерина Деготь, критик и куратор. И в таком экзотическом решении содержится указание на одну из самых запутанных производственных проблем современного искусства — диспозицию «художник-куратор vs куратор-художник».

В результате рецензируемый каталог можно воспринимать как своего рода «акционный объект» (термин Андрея Монастырского), который завершает выставку-перформанс в ММОМА. Поэтому не следует удивляться, что на лицевой стороне обложки располагается довольно обширный текст Деготь, а картина художника Альберта — на тыльной. Обычно делается наоборот.

Внутри же — почти никаких ловушек. Иллюстрации выделены в отдельный блок, но навигация очень логична. Правда, отсутствуют биография и библиография, зато в особом разделе собраны тексты самого Альберта.

Радикальный художественный проект, где зрителя последовательно запутывали и ненавязчиво втягивали в мясорубку смыслов, закончился добротной академической работой. Во вступительной статье Юрий Альберт крайне доброжелательно излагает свои эстетические взгляды, а куратор со всем научным тщанием исследует его творческую эволюцию. Описательные тексты приглашенных авторов, которые в экспозиции превратились в амбивалентную декорацию, обрели изначальную функцию — объяснять и истолковывать творчество художника. Все, как и должно быть в каталоге, которого много лет дожидался заслуженный художник-нонконформист.

Эта пасторальная картина несколько нарушается самой Екатериной Деготь. Она не только продвинутый куратор и пылкий критик, но и весьма радикальный редактор. И здесь она сама уже выступает в роли художественного критика, обвиняя своего героя в избыточном преклонении перед капитализмом, в пренебрежении гендерной проблематикой и во многих других грехах.

Авторы текстов, обозначенных в разделе «Содержание» как «Предположения», также не скупятся на критические высказывания. Юрий Злотников довольно резко говорит, что работы Альберта «носят какой-то дикий характер — он боится соприкоснуться с проблемой цвета». Анатолий Осмоловский ограничивается короткой фразой: «Про данное произведение я хочу сказать то, что не хочу иметь с ним ничего общего». А сам Альберт дипломатично заявляет, что согласен далеко не со всеми рассуждениями.

Но, как бы то ни было, теперь можно наконец спокойно узнать о том, что же хотел сказать художник. А он ничего не хотел сказать, поскольку полагает, что важнее правильно задать вопрос, чем получить ответ. «Что такое картина?», «кто такой художник?», «что такое искусство?» — вопросы интересные, зато, что такое каталог персональной выставки в музее современного искусства, кажется, стало более или менее понятно.

Юрий Альберт — Екатерина Деготь. Что этим хотел сказать художник?: Каталог выставки / Автор-сост. Е. Деготь. М.: Московский музей современного искусства, 2016.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+