18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Иконы и авангард неизменно привлекают внимание

Русский коллекционер в экспертном совете и успех украинского кубизма: в Маастрихте идет 28-я по счету ярмарка TEFAF.

В этом году в экспертный совет крупнейшей международной ярмарки искусства TEFAF вошел российский специалист — московский коллекционер и дилер Сергей Ходорковский, который с этого года отвечает за отбор и оценку икон. Ходорковский стал первым русским экспертом по иконам, приглашенным в совет за более чем 40-летнюю историю салона. TEFAF известна одной из самых строгих систем отбора произведений, эксперты обладают правом отклонить любой предмет, не удовлетворяющий критериям качества и подлинности.

Москвичам Сергей Ходорковский известен участием в 2008 году в выставке «Возвращенное наследие» в Государственной Третьяковской галерее, где вместе с другими коллекционерами икон, Михаилом Абрамовым и Михаилом Елизаветиным, показывал редкие образа, купленные за рубежом и перевезенные на родину.

«В том, что касается икон, в России хорошая экспертная база, поэтому абсолютно логично обратиться к российскому эксперту, — прокомментировал для TANR свое назначение Ходорковский. — Чем более квалифицированный подход к атрибуции, тем больше внимания и доверия это вызовет у клиентов. Из-за ошибок в атрибуции серьезно страдает рынок».

Кроме того, в этом году TEFAF впервые за 17 лет сменила исполнительного директора: многолетний руководитель Поль Юстинкс уступил пост бывшему исполнительному директору европейского департамента Sotheby’s Патрику ван Марису.

В том, что касается продаж, несмотря на пессимизм дилеров, итоги первых дней работы ярмарки в очередной раз подтвердили живой интерес к старому искусству. Одной из главных сенсаций этого года стала недавно обнаруженная картина Рембрандта, ранее считавшаяся утраченной. Небольшая работа «Аллегория обоняния» датируется 1624–1625 годами, это одно из самых ранних известных произведений художника. В сентябре прошлого года она всплыла на небольшом аукционе в Нью-Джерси как работа неизвестного мастера с оценкой в $500–800, однако сумма продажи тысячекратно превысила эстимейт. На TEFAF на стенде парижской галереи Galerie Talabardon et Gautier работа впервые представлена публике. Картина была приобретена еще до начала выставки американским коллекционером Томасом С. Капланом, сумма сделки оценивается в €3–4 млн. «Аллегория обоняния» входит в серию, посвященную пяти чувствам, две другие работы принадлежат тому же коллекционеру, еще одна находится в Музее Де Лакенхаль в Лейдене, местонахождение последней неизвестно.

Уже в день превью нашел покупателя «Натюрморт с цветами» Руланта Саверея на стенде лондонской галереи Colnaghi Gallery — одна из немногих дошедших до нас работ фламандского маньериста в этом жанре. Картину приобрела Королевская галерея Маурицхёйс в Гааге за рекордные для художника €6,5 млн. Еще одна продажа — барочного полотна «Призвание апостолов Петра и Андрея» Луки Джордано — принесла галерее €2 млн.

Одну из самых заметных экспозиций показал лондонский дилер, специализирующийся на русском искусстве, Джеймс Баттервик. Впервые он получил приглашение в Маастрихт в прошлом году, его дебют тогда стал первым за 20 лет появлением на TEFAF русского авангарда. В этом году стенд Баттервика полностью посвящен украинскому кубофутуристу Александру Богомазову. Баттервик представил коллекцию редких работ, целиком прослеживающую творческий путь художника, от первых опытов начала 1910-х годов до поздних произведений конца 1920-х, когда он почти полностью отошел от живописи. Экспозиция концептуально разделена на четыре части. В первой объединены ранние графические портреты жены и музы Богомазова Ванды Монастырской, происходящие из семьи художника; во вторую вошли киевские работы 1914–1915 годов; центральная охватывает 1915–1917 годы — период творческого расцвета мастера, в ней представлен кавказский цикл 1916 года, в том числе футуристский «Кавказский пейзаж» из частной коллекции из Сан-Франциско. Заключительная часть посвящена последним годам творчества и их главному произведению — незаконченному триптиху «Пильщики» 1926–1929 годов. На стенде представлены реконструкция триптиха и единственный живописный эскиз незавершенной части, а также серия набросков и этюдов. В первые несколько часов после открытия ярмарки галерея отметилась продажей пяти работ. Графические листы «Воспоминания о Кавказе» и «Кавказский пейзаж» (оба — 1916) были приобретены нидерландским Музеем Крёллер-Мюллер, в прошлом году его коллекцию уже пополнили четыре произведения художника со стенда Баттервика. Еще четыре работы Богомазова в этот раз ушли к частным коллекционерам.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+