Иконы и авангард неизменно привлекают внимание

Евангелисты св. Лука и св.Матфей. Россия, около 1700. Галерея Toth-Ikonen© TEFAF
Евангелисты св. Лука и св.Матфей. Россия, около 1700. Галерея Toth-Ikonen© TEFAF

Русский коллекционер в экспертном совете и успех украинского кубизма: в Маастрихте идет 28-я по счету ярмарка TEFAF.

В этом году в экспертный совет крупнейшей международной ярмарки искусства TEFAF вошел российский специалист — московский коллекционер и дилер Сергей Ходорковский, который с этого года отвечает за отбор и оценку икон. Ходорковский стал первым русским экспертом по иконам, приглашенным в совет за более чем 40-летнюю историю салона. TEFAF известна одной из самых строгих систем отбора произведений, эксперты обладают правом отклонить любой предмет, не удовлетворяющий критериям качества и подлинности.

Москвичам Сергей Ходорковский известен участием в 2008 году в выставке «Возвращенное наследие» в Государственной Третьяковской галерее, где вместе с другими коллекционерами икон, Михаилом Абрамовым и Михаилом Елизаветиным, показывал редкие образа, купленные за рубежом и перевезенные на родину.

«В том, что касается икон, в России хорошая экспертная база, поэтому абсолютно логично обратиться к российскому эксперту, — прокомментировал для TANR свое назначение Ходорковский. — Чем более квалифицированный подход к атрибуции, тем больше внимания и доверия это вызовет у клиентов. Из-за ошибок в атрибуции серьезно страдает рынок».

Кроме того, в этом году TEFAF впервые за 17 лет сменила исполнительного директора: многолетний руководитель Поль Юстинкс уступил пост бывшему исполнительному директору европейского департамента Sotheby’s Патрику ван Марису.

Рембрандт, «Аллегория Обоняния», 1624-25 годы, Галерея Galerie Talabardon et Gautier© TEFAF
Рембрандт, «Аллегория Обоняния», 1624-25 годы, Галерея Galerie Talabardon et Gautier© TEFAF

В том, что касается продаж, несмотря на пессимизм дилеров, итоги первых дней работы ярмарки в очередной раз подтвердили живой интерес к старому искусству. Одной из главных сенсаций этого года стала недавно обнаруженная картина Рембрандта, ранее считавшаяся утраченной. Небольшая работа «Аллегория обоняния» датируется 1624–1625 годами, это одно из самых ранних известных произведений художника. В сентябре прошлого года она всплыла на небольшом аукционе в Нью-Джерси как работа неизвестного мастера с оценкой в $500–800, однако сумма продажи тысячекратно превысила эстимейт. На TEFAF на стенде парижской галереи Galerie Talabardon et Gautier работа впервые представлена публике. Картина была приобретена еще до начала выставки американским коллекционером Томасом С. Капланом, сумма сделки оценивается в €3–4 млн. «Аллегория обоняния» входит в серию, посвященную пяти чувствам, две другие работы принадлежат тому же коллекционеру, еще одна находится в Музее Де Лакенхаль в Лейдене, местонахождение последней неизвестно.

Уже в день превью нашел покупателя «Натюрморт с цветами» Руланта Саверея на стенде лондонской галереи Colnaghi Gallery — одна из немногих дошедших до нас работ фламандского маньериста в этом жанре. Картину приобрела Королевская галерея Маурицхёйс в Гааге за рекордные для художника €6,5 млн. Еще одна продажа — барочного полотна «Призвание апостолов Петра и Андрея» Луки Джордано — принесла галерее €2 млн.

Алесандр Богомазов, "Кавказ", 1915, Галерея James Butterwick© James Butterwick Gallery
Алесандр Богомазов, "Кавказ", 1915, Галерея James Butterwick© James Butterwick Gallery

Одну из самых заметных экспозиций показал лондонский дилер, специализирующийся на русском искусстве, Джеймс Баттервик. Впервые он получил приглашение в Маастрихт в прошлом году, его дебют тогда стал первым за 20 лет появлением на TEFAF русского авангарда. В этом году стенд Баттервика полностью посвящен украинскому кубофутуристу Александру Богомазову. Баттервик представил коллекцию редких работ, целиком прослеживающую творческий путь художника, от первых опытов начала 1910-х годов до поздних произведений конца 1920-х, когда он почти полностью отошел от живописи. Экспозиция концептуально разделена на четыре части. В первой объединены ранние графические портреты жены и музы Богомазова Ванды Монастырской, происходящие из семьи художника; во вторую вошли киевские работы 1914–1915 годов; центральная охватывает 1915–1917 годы — период творческого расцвета мастера, в ней представлен кавказский цикл 1916 года, в том числе футуристский «Кавказский пейзаж» из частной коллекции из Сан-Франциско. Заключительная часть посвящена последним годам творчества и их главному произведению — незаконченному триптиху «Пильщики» 1926–1929 годов. На стенде представлены реконструкция триптиха и единственный живописный эскиз незавершенной части, а также серия набросков и этюдов. В первые несколько часов после открытия ярмарки галерея отметилась продажей пяти работ. Графические листы «Воспоминания о Кавказе» и «Кавказский пейзаж» (оба — 1916) были приобретены нидерландским Музеем Крёллер-Мюллер, в прошлом году его коллекцию уже пополнили четыре произведения художника со стенда Баттервика. Еще четыре работы Богомазова в этот раз ушли к частным коллекционерам.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+