Образа из России уходили по двойной-тройной цене. Коллекция посла вернется частью

Спас Эммануил с архангелами. Москва. Первая треть XVIII в.
Спас Эммануил с архангелами. Москва. Первая треть XVIII в.

10 апреля нью-йорский Bonhams провел торги, привлекшие особое внимание российских коллекционеров и дилеров: была представлена разом коллекция русских икон, до сих пор практически неизвестная. Так сложилось, что отечественный рынок икон — сфера очень закрытая, даже в сравнении с остальным российским рынком антиквариата, традиционно не стремящимся к публичности. Как и в советское время, большинство крупных коллекционеров икон прекрасно знают друг друга, следят за судьбами целых коллекций и отдельных значимых икон, которые редко появляются в открытой продаже и очень быстро находят новых владельцев. Относительное изобилие рынка икон, запомнившееся по 1990-м годам, ушло в прошлое, почему в наши дни коллекционеры не упускают возможности делать покупки за рубежом.

Откуда там иконы? Зарубежные коллекции русских икон начали активно формироваться после Октябрьской революции: иконы вывозили эмигранты, иконы продавало советское государство. Поскольку в начале ХХ века русская иконопись приобрела в мире высокую художественную репутацию, а зарубежные цены значительно превышали цены советского черного рынка (легального внутреннего рынка икон в СССР не существовало), в 1970-е годы были налажены каналы нелегального вывоза икон из страны: сотрудниками дипломатических представительств, членами экипажей морских судов, совершавших загранплавания. Основными центрами европейской торговли иконами в то время стали Германия, Голландия и Италия; появились антиквары, специализирующиеся на русских иконах, в США. Еще одним источником формирования современных западных коллекций икон стали личные собрания высокопоставленных иностранных дипломатов, работавших в Советском Союзе. Для многих приобретение русского искусства и иконописи было искренней страстью — гостеприимные хозяева им в этом не препятствовали (хоть продажа икон и предметов культа в СССР и была запрещена), а нередко и помогали, организуя посещения запасников музеев и хранилищ икон (особенно в 1920–1940-е годы). Периодически на Западе проходили аукционные продажи икон: например, в 1980 году аукционный дом Christie’s с успехом провел торги, где была продана считавшаяся тогда эталонной коллекция икон покойного Джорджа Ханна, собранная и вывезенная им из Советского Союза в конце 1930-х. Однако начиная с 1990-х годов главными участниками таких аукционов стали русские коллекционеры, поскольку желание покупать у них никогда не исчезало, а деньги наконец-то появились. Десятого апреля 2014 года в Нью-Йорке аукционный дом Bonhams выставил на торги коллекцию икон, поступившую от наследников Лоуренса Штейнгардта, занимавшего в 1939–1941 годах пост посла США в СССР. Ранее часть ее выставлялась в музее Хиллвуд, где собрана одна из самых интересных коллекций русского искусства в США. Штейнгардт, бывший третьим по счету послом США в СССР, серьезно увлекся коллекционированием русской иконописи и лично отбирал каждый предмет для пополнения своего собрания — в результате в ее составе оказались работы мастеров основных иконописных школ XVI–XX веков, включая старообрядческие иконы.

Российские коллекционеры и искусствоведы традиционно достаточно хорошо знают крупные собрания икон — как отечественные, так и зарубежные. Однако, по словам завотделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи Натальи Шередеги, об этой коллекции ранее в России известно не было. Директор Музея русской иконы Николай Задорожный впервые услышал о собрании Штейнгардта примерно полгода назад — от сотрудницы аукционного дома Bonhams, посетившей музей. У американских коллег Задорожного, занимающихся русскими иконами, также не было предварительной информации об этой коллекции. Тем не менее опытные коллекционеры быстро оценили ситуацию, и торги, кстати, очень оживленные, прошли с впечатляющим результатом: из 62 икон было продано 43 (69%) на общую сумму $1,34 млн. Следует отметить, что более 60% проданных икон ушли за сумму, не превышающую $10 тыс., однако шесть лотов перешагнули границу в $100 тыс. Среди этих рекордсменов — трехчастная икона начала XVIII века Спас Эммануил с архангелами, проданная за $227 тыс., с более чем двукратным превышением эстимейта; строгановская икона Воскрешение и сошествие во ад, ушедшая за $106,25 тыс., с более чем троекратным превышением эстимейта; ну а самым дорогим лотом аукциона стал Деисусный чинс праздниками и святыми ростовской школы конца XVI века, проданный за $245 тыс. (эстимейт $18–25 тыс.).

МНЕНИЕ

Николай Задорожный
Директор Музея русской иконы

Какое впечатление произвела коллекция Лоуренса Штейнгардта на специалистов Музея русской иконы?

Информация о торгах Bonhams заинтересовала Михаила Абрамова, владельца нашего музея, и он направилв Нью-Йорк замдиректора музея Ирину Шалину, что бы посмотреть вещи вживую. Собрание оказалось интересным, но очень неровным, на ряду с подлинными шедеврами там присутствовали совершенно рядовые произведения. Трудно назвать это коллекцией в полном смысле слова: коллекция все-таки предполагает некую концепцию, отобранность произведений. А тут был хаотичекий набор русских икон, заинтересовавших господина посла. Создатель коллекции, судя по всему, не был специалистом в области иконописи, поэтому приобретал случай ные вещи, несопоставимые по уровню с некоторыми уникальными иконами, которые также ему попадались.

Тем не менее Музей русской иконы сделал покупки на этом аукционе?

В нашем собрании ранее не было ни одной иконы строгановской школы, и мы купили прекрасный подписной складень (лот 1048) О тебе радуется, выполненный по заказу Максима Яковлевича Строганова (первая треть XVII века, $100 тыс.).

Еще мы купили складень (Богоматерь Смоленская, Шестоднев праздников и Суббота всех святых) (лот 1039), который был атрибутирован как работа кремлевских мастеров, но в действительности это Великий Устюг. Складень датирован, и известно, что это вклад великоустюжского митрополита в один из монастырей Великого Устюга (середина XVII века, $173 тыс.). И очень интересным при обретением стала икона (лот 1059) работы венецианского мастера в итало-критском стиле, изображающая святых Фанурия и Антония Падуанского (конец XVII века, $15 тыс.). Это очень редкий случай, когда на одной иконе изображены православный и католический святые.

Насколько активно шли торги, и можно ли предположить, откуда были покупатели?

Ход торгов подтвердил правило, что уникальные иконы всегда стоят дорого: торг за них шел упорный. Я знаю, что удачные покупки совершил Гари Татинцян (лоты 1009 и 1023): это икона Рождество Христово, датированная XVII веком, но она на 100 лет старше (Суздаль, $106,3 тыс.), и икона с деисусным чином, наиболее почитаемыми праздниками и из бранными святыми (Ростов Великий, конец XVI века, $245 тыс.). Пополнил свое со брание коллекционер Сергей Ходорковский: он купил икону Единородный Сыне (лот 1001) (Москва, первая полови на XIX века, $8,1 тыс.) и образ святого Александра Невского (лот 1008) (Москва, начало ХХ века, $5 тыс.). По словам коллекционеров, мы сможем увидеть эти иконы в России.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+