18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Образа из России уходили по двойной-тройной цене. Коллекция посла вернется частью

Спас Эммануил с архангелами. Москва. Первая треть XVIII в.
Спас Эммануил с архангелами. Москва. Первая треть XVIII в.

10 апреля нью-йорский Bonhams провел торги, привлекшие особое внимание российских коллекционеров и дилеров: была представлена разом коллекция русских икон, до сих пор практически неизвестная. Так сложилось, что отечественный рынок икон — сфера очень закрытая, даже в сравнении с остальным российским рынком антиквариата, традиционно не стремящимся к публичности. Как и в советское время, большинство крупных коллекционеров икон прекрасно знают друг друга, следят за судьбами целых коллекций и отдельных значимых икон, которые редко появляются в открытой продаже и очень быстро находят новых владельцев. Относительное изобилие рынка икон, запомнившееся по 1990-м годам, ушло в прошлое, почему в наши дни коллекционеры не упускают возможности делать покупки за рубежом.

Откуда там иконы? Зарубежные коллекции русских икон начали активно формироваться после Октябрьской революции: иконы вывозили эмигранты, иконы продавало советское государство. Поскольку в начале ХХ века русская иконопись приобрела в мире высокую художественную репутацию, а зарубежные цены значительно превышали цены советского черного рынка (легального внутреннего рынка икон в СССР не существовало), в 1970-е годы были налажены каналы нелегального вывоза икон из страны: сотрудниками дипломатических представительств, членами экипажей морских судов, совершавших загранплавания. Основными центрами европейской торговли иконами в то время стали Германия, Голландия и Италия; появились антиквары, специализирующиеся на русских иконах, в США. Еще одним источником формирования современных западных коллекций икон стали личные собрания высокопоставленных иностранных дипломатов, работавших в Советском Союзе. Для многих приобретение русского искусства и иконописи было искренней страстью — гостеприимные хозяева им в этом не препятствовали (хоть продажа икон и предметов культа в СССР и была запрещена), а нередко и помогали, организуя посещения запасников музеев и хранилищ икон (особенно в 1920–1940-е годы). Периодически на Западе проходили аукционные продажи икон: например, в 1980 году аукционный дом Christie’s с успехом провел торги, где была продана считавшаяся тогда эталонной коллекция икон покойного Джорджа Ханна, собранная и вывезенная им из Советского Союза в конце 1930-х. Однако начиная с 1990-х годов главными участниками таких аукционов стали русские коллекционеры, поскольку желание покупать у них никогда не исчезало, а деньги наконец-то появились. Десятого апреля 2014 года в Нью-Йорке аукционный дом Bonhams выставил на торги коллекцию икон, поступившую от наследников Лоуренса Штейнгардта, занимавшего в 1939–1941 годах пост посла США в СССР. Ранее часть ее выставлялась в музее Хиллвуд, где собрана одна из самых интересных коллекций русского искусства в США. Штейнгардт, бывший третьим по счету послом США в СССР, серьезно увлекся коллекционированием русской иконописи и лично отбирал каждый предмет для пополнения своего собрания — в результате в ее составе оказались работы мастеров основных иконописных школ XVI–XX веков, включая старообрядческие иконы.

Российские коллекционеры и искусствоведы традиционно достаточно хорошо знают крупные собрания икон — как отечественные, так и зарубежные. Однако, по словам завотделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи Натальи Шередеги, об этой коллекции ранее в России известно не было. Директор Музея русской иконы Николай Задорожный впервые услышал о собрании Штейнгардта примерно полгода назад — от сотрудницы аукционного дома Bonhams, посетившей музей. У американских коллег Задорожного, занимающихся русскими иконами, также не было предварительной информации об этой коллекции. Тем не менее опытные коллекционеры быстро оценили ситуацию, и торги, кстати, очень оживленные, прошли с впечатляющим результатом: из 62 икон было продано 43 (69%) на общую сумму $1,34 млн. Следует отметить, что более 60% проданных икон ушли за сумму, не превышающую $10 тыс., однако шесть лотов перешагнули границу в $100 тыс. Среди этих рекордсменов — трехчастная икона начала XVIII века Спас Эммануил с архангелами, проданная за $227 тыс., с более чем двукратным превышением эстимейта; строгановская икона Воскрешение и сошествие во ад, ушедшая за $106,25 тыс., с более чем троекратным превышением эстимейта; ну а самым дорогим лотом аукциона стал Деисусный чинс праздниками и святыми ростовской школы конца XVI века, проданный за $245 тыс. (эстимейт $18–25 тыс.).

МНЕНИЕ

Николай Задорожный
Директор Музея русской иконы

Какое впечатление произвела коллекция Лоуренса Штейнгардта на специалистов Музея русской иконы?

Информация о торгах Bonhams заинтересовала Михаила Абрамова, владельца нашего музея, и он направилв Нью-Йорк замдиректора музея Ирину Шалину, что бы посмотреть вещи вживую. Собрание оказалось интересным, но очень неровным, на ряду с подлинными шедеврами там присутствовали совершенно рядовые произведения. Трудно назвать это коллекцией в полном смысле слова: коллекция все-таки предполагает некую концепцию, отобранность произведений. А тут был хаотичекий набор русских икон, заинтересовавших господина посла. Создатель коллекции, судя по всему, не был специалистом в области иконописи, поэтому приобретал случай ные вещи, несопоставимые по уровню с некоторыми уникальными иконами, которые также ему попадались.

Тем не менее Музей русской иконы сделал покупки на этом аукционе?

В нашем собрании ранее не было ни одной иконы строгановской школы, и мы купили прекрасный подписной складень (лот 1048) О тебе радуется, выполненный по заказу Максима Яковлевича Строганова (первая треть XVII века, $100 тыс.).

Еще мы купили складень (Богоматерь Смоленская, Шестоднев праздников и Суббота всех святых) (лот 1039), который был атрибутирован как работа кремлевских мастеров, но в действительности это Великий Устюг. Складень датирован, и известно, что это вклад великоустюжского митрополита в один из монастырей Великого Устюга (середина XVII века, $173 тыс.). И очень интересным при обретением стала икона (лот 1059) работы венецианского мастера в итало-критском стиле, изображающая святых Фанурия и Антония Падуанского (конец XVII века, $15 тыс.). Это очень редкий случай, когда на одной иконе изображены православный и католический святые.

Насколько активно шли торги, и можно ли предположить, откуда были покупатели?

Ход торгов подтвердил правило, что уникальные иконы всегда стоят дорого: торг за них шел упорный. Я знаю, что удачные покупки совершил Гари Татинцян (лоты 1009 и 1023): это икона Рождество Христово, датированная XVII веком, но она на 100 лет старше (Суздаль, $106,3 тыс.), и икона с деисусным чином, наиболее почитаемыми праздниками и из бранными святыми (Ростов Великий, конец XVI века, $245 тыс.). Пополнил свое со брание коллекционер Сергей Ходорковский: он купил икону Единородный Сыне (лот 1001) (Москва, первая полови на XIX века, $8,1 тыс.) и образ святого Александра Невского (лот 1008) (Москва, начало ХХ века, $5 тыс.). По словам коллекционеров, мы сможем увидеть эти иконы в России.

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+