18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Скульптор, работай резцом и оставь карандаш

Большинство скульпторов эпохи Возрождения не были великими рисовальщиками.

«Донателло, Микеланджело, Челлини» в Музее Изабеллы Стюарт-Гарднер в Бостоне стала первой в истории выставкой, посвященной рисункам скульпторов. Идею выставки 2014 года и каталога Donatello, Michelangelo, Cellini: Sculptors’ Drawings from Renaissance Italy (Донателло, Микеланджело, Челлини: рисунки скульпторов итальянского Возрождения), по-видимому, подсказал хранящийся в этом музее автопортрет маслом в полный рост Баччо Бандинелли. На нем он изобразил себя с выполненным сангиной крупным эскизом своей скульптурной группы Геракл и Какус. Бандинелли считается самым плодовитым скульптором-рисовальщиком Ренессанса. Из более 4 тыс. известных нам листов его авторства в Бостоне было представлено семь — больше, чем кого-либо еще. Действительно, как отмечает Джорджо Вазари, Бандинелли прославился прежде всего эскизами. Искусствовед Линда Вок-Саймон дает великолепный очерк его карьеры в области живописи, скульптуры и рисунка.

Но эскизы Бандинелли, скорее, исключение из правила: дошедшая до нас графика скульпторов — представителей итальянской готики и Ренессанса крайне немногочисленна. Среди ее образцов, представленных в книге и относящихся к XVI веку, есть ряд важнейших скульптурных заказов того времени. Например, принадлежащий Метрополитен-музею Эскиз гробницы папы Юлия II Микеланджело, который искусствовед Кармен Бамбах предлагает датировать 1505–1506 годом.

Эскизы Бенвенуто Челлини — большая редкость, всего их в мире насчитывается чуть больше десятка. Знаменитый Сатир, ранее находившийся в коллекции Вуднера, — великолепное изображение работы, заказанной скульптору во время его пребывания во Франции. В целом же, по словам историка искусства Детлева Хайкампа, «Челлини, как и многие скульпторы XVI века, не был хорошим рисовальщиком».

В каталог включено 47 статей 25 исследователей. Диапазон их научных интересов охватывает произведения и других видов изобразительного искусства. В их числе, скажем, терракотовая женская фигурка, с осторожностью приписываемая Микеланджело. Бронзовый рельеф, связанный с эскизом его же Пьеты (и находящимся теперь в Музее Изабеллы Стюарт-Гарднер), который Микеланджело подарил Виттории Колонна. Бронзовая статуэтка Челлини из Музея Гетти. Его же бронзовый рельеф Персей из Барджелло. Еще два металлических рельефа, основанных на композиции Гильельмо делла Порта. Гравюра и два барочных эскиза Альгарди и Бернини, выступающих здесь в роли «своего рода исследовательского эпилога».

Отмечу яркое введение, написанное Майклом Коулом, статью Давиде Гаспаротто о ювелирах и их эскизах, эссе Алины Пейн, посвященное эскизу в работе скульпторов и архитекторов, а также исследование Оливера Тостманна о картинах скульпторов, на которых изображены рисунки. Любопытным примером последних служит весьма точное изображение Джамболоньи, которое Хейко Дамм приписывает Пьетро Кандидо. Помимо прочего, эта картина подводит итог множества поднятых в книге тем: например, о повышении в Италии XVI века социального статуса скульптора или же о различии между физической стороной создания скульптуры и более возвышенной, связанной с вдохновением.

Несколько скульптурных работ раннего Возрождения из флорентийского Музея дель Опера ди Санта-Мария дель Фьоре побывали в начале прошлого года в Нью-Йорке на выставке Скульптура в эпоху Донателло в Музее библейского искусства. Ее каталог Sculpture in the Age of Donatello: Renaissance Masterpieces from Florence Cathedral (Скульптура в эпоху Донателло: Шедевры эпохи Возрождения во Флорентийском соборе) вышел под редакцией выдающегося искусствоведа Тимоти Вердона, директора Музея дель Опера дель Дуомо, и Даниеля Дзолли, докторанта Гарвардского университета и специалиста по Донателло, раннее творчество которого связано именно с главным флорентийским храмом.

Каталог заслуживает высочайших похвал: за выбор предмета исследования, за эссе и статьи, а также за фотографии Антонио Кваттроне, сделанные специально для этого издания. Его снимки не только интересно рассматривать — они могут помочь историкам искусства в атрибуции и описании шедевров, включенных в экспозицию.

Исторические предпосылки для развития искусства эпохи Возрождения, ярчайшими представителями которого являются Донателло и Лоренцо Гиберти, мастерски описаны Вердоном в статье, открывающей книгу. Это замечательный рассказ о ключевом моменте в истории скульптуры, сопровождаемый множеством отсылок к Писанию. А серьезное исследование творчества Гиберти, в особенности его рельефов северных и восточных дверей («Врат рая») Флорентийского баптистерия, принадлежит Эйми Блох, у которой скоро выйдет книга, посвященная этому итальянскому мастеру.

Donatello, Michelangelo, Cellini: Sculptors’ Drawings from Renaissance Italy / Michael W. Cole, ed. Paul Holberton Publishing. 256 с. £35, €45, $60. На английском языке

Sculpture in the Age of Donatello: Renaissance Masterpieces from Florence Cathedral / Timothy Verdon and Daniel M. Zolli, eds. D. Giles, Ltd. 200 с. £30. На английском языке

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
4
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
5
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
6
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
7
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+