18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

После реставрации открылся цирк Чинизелли

Сегодня в рамках IV Международного культурного форума состоялось официальное открытие после капитального ремонта и реставрации Большого Санкт-Петербургского государственного цирка на Фонтанке.

Здание бывшего цирка Чинизелли, построенное в 1877 году по проекту архитектора Василия Кенеля, — объект культурного наследия регионального значения и важная ландшафтная доминанта городского центра. Это первый в России стационарный каменный цирк, при строительстве которого были использованы уникальные для того времени технологии. Например, новое техническое решение купола, когда вместо традиционного использования колонн для подпорки большого сферического пространства был применен способ, позволивший замкнуть круглую сферу диаметром 49,7 м без единой внутренней опоры. Принципиально новую ребристую конструкцию купола спроектировали инженер Отто Крель и архитектор Рудольф Бернгард.

В роскошном оформлении интерьера были использованы малиновый бархат, позолота, зеркала. Изначально места в партере были рассчитаны на 1,5 тыс. человек, а общая вместимость с учетом галерки составляла 5 тыс. зрителей. До революции зал поделили на четыре зоны — от мест для элиты у самой арены до стоячей галерки. В каждую из них вела своя лестница, а в зале зоны отделялись друг от друга расписными барьерами. Их устанавливали для того, чтобы покупатели дешевых билетов не могли перебраться на более дорогие места. Бедняки и богачи не пересекались даже в холле. Для галерки предусмотрен отдельный вход со стороны Фонтанки. Центральный живописный барьер теперь восстановлен в ходе реконструкции, его украсили цветочные гирлянды и медальоны с головами лошадей.

С 1919 года, когда цирк перешел в собственность государства, здание претерпело множество переделок, приведших к существенным утратам в его внешнем облике и интерьерах. В январе 2013 года художественным руководителем цирковой труппы назначили Вячеслава Полунина, а в июле 2014 года цирк закрылся для проведения масштабных работ по реставрации, капитальному ремонту, техническому перевооружению и приспособлению к современному использованию.

Специалисты проектного института ОАО «КБ высотных и подземных сооружений» (КБ ВиПС) провели комплексные научные исследования всего здания. Между прочим, они показали, что за годы интенсивной эксплуатации купол, расположенный над зрительным залом, износился физически самым что ни на есть естественным образом: покрытие купольной части в виде железобетонной оболочки, сделанное еще во время ремонта 1960-х годов, пересекли глубокие и опасные трещины. Именно поэтому исторический купол в процессе работ демонтировали.

После его обследования реставраторы приняли решение сохранить конструкции исторического купола в интерьере. Уникальный купол XIX века, одно из сложнейших инженерных решений того времени, — предмет охраны здания, и по закону демонтировать его нельзя. Новая дублирующая несущая структура купола, расположенная над историческим куполом, была согласована с Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Петербурга.

Воссоздание купола и фонаря со шпилем (весом 489 кг) в исторических пропорциях проекта Василия Кенеля с опорой на несущий пояс стало одним из сложнейших этапов работ. Все они выполнялись с максимальным сохранением подлинных деталей. В ходе капитального ремонта также усилили фундаменты и несущие конструкции исторического здания.

Реставраторы КБ ВиПС проделали колоссальную работу по выявлению утраченного исторического и архитектурно-художественного облика, деталей интерьера. Они провели разборку позднего междуэтажного перекрытия Царской ложи и других наслоений советского периода. Теперь цирку Чинизелли возвращены первоначальные объемы и планировка, восстановлен декор фасада.

В помещениях центрального вестибюля, кассового зала и тамбура главного входа демонтированы поздние покрытия полов с воссозданием (разумеется, по сохранившимся иконографическим материалам) покрытия полов из метлахской плитки. Нынешний главный вестибюль после реставрации стал более парадным. Колонны вновь украсили кариатиды и атланты, утраченные в 1960-е. Их копии тоже изготавливали по фотографиям.

Кроме того, реставраторы обновили скульптуру «Искусство» из двух фигур с лирой, венчающую ризалит. Ее сломали еще при советской власти и воссоздали вновь в 2003 году. Но за последние 12 лет композиция снова практически рассыпалась, теперь же ее копию изготовили из стойких полимерных материалов.

Самое читаемое:
1
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
2
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
5
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
6
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+