18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Владимир Мединский оказался рядом и вместе с современным искусством

В преддверии открытия IV Международного культурного форума, 13 декабря в Петербурге состоялся симпозиум «Современное искусство: вместе или рядом», организатором которого выступил Государственный центр современного искусства. Он стал следующим в цепочке встреч представителей власти и современного искусства после прошедшего в июне в Нижнем Новгороде и озаглавленного «Современное искусство как важнейший фактор развития российской культуры». Если в предыдущий раз собирались в только что открытом Арсенале Волго-Вятского филиала Государственного центра современного искусства, то сейчас — в Центральном выставочном зале «Манеж» на завершающем этапе его реконструкции.

Петербургский Манеж, самая большая городская площадка для художественных выставок, имеет богатую историю. Его открытие в 1977 году в качестве выставочного зала было приурочено к 60-летию Октябрьской революции, а интерьер нес все черты архитектуры времен брежневского застоя: первоначально предназначенное для конной выездки пространство было разделено на два этажа и обильно декорировано искусственным мрамором. Реставрация, которая началась в 2013 году, призвана сделать из Манежа современное пространство для демонстрации искусства — этого мнения придерживается и новый директор Манежа, в прошлом чиновник администрации Приморского района Петербурга Павел Пригара, и ректор Академии художеств Семен Михайловский, объявивший о своем намерении активно участвовать в работе выставочного зала. В превосходных эпитетах всеми оценивались еще далеко не законченные работы по реконструкции, хотя экспозиционное пространство из-за конструктивных особенностей зала осталось таким же сложным, как и было.

Симпозиум по традиции начался с приветственных слов министра культуры Владимира Мединского (положительно отозвавшегося об Уральской индустриальной биеннале) и советника президента России Владимира Толстого, далее перешедших в рассказ директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского о достижениях и проблемах вверенного ему музея. Многие выступающие начинали с напутствий обновленному выставочному пространству, которое откроется весной следующего года. Директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина Марина Лошак, которая вместе с Семеном Михайловским вела заседание «Современное искусство и регенерация исторической среды», не могла не вспомнить свой опыт главы московского Манежа: время и существенные усилия потребовались, чтобы изгнать коммерческие ярмарки из памяти рядового зрителя. Зато теперь Марина Лошак уверенно поделилась планом почти 10-километрового пешеходного маршрута, который свяжет Пушкинский музей и другие культурные институции центра Москвы, включая ГЭС-1, где планируется создание экспозиции современного искусства ГМИИ. Для большинства выступлений естественным жанром стала самопрезентация — о своем опыте работы рассказывали все, от главы отдела новейших течений Государственного Русского музея Александра Боровского до руководителя Центра современного искусства «Винзавод» Софьи Троценко. Александр Боровский, который помнит все этапы превращения Мраморного дворца в музейное здание, до сих пор считает руинированное состояние дворца в 1990-е выигрышным для экспонирования современного искусства.

После перерыва участники разделились по секциям. На первом этаже петербуржцы во главе с Семеном Михайловским, ответственным за внутренний облик Манежа Александром Кривенцовым из архитектурной мастерской «Циркуль» и директором выставочного зала Павлом Пригарой обсуждали открывающиеся новые перспективы. Заседание секции, названной «Потенциал и роль современного искусства в освоении и использовании памятников архитектуры» вели Софья Троценко и директор Государственного центра современного искусства Михаил Миндлин. Здесь выступали руководители филиалов ГЦСИ, но самую яркую речь произнесла директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова: она экспрессивно повествовала о сложностях, связанных со строительством музея.

На один день во время проведения симпозиума на первом этаже Манежа показывали произведения художников, выставлявшихся в российском павильоне на Венецианской биеннале. Это всем известные авторы: AES+F, Юрий Аввакумов, Андрей Бартенев, Дмитрий Гутов, Алексей Каллима, Олег Кулик, Александр Пономарев, Сергей Шеховцов, также приехавшие в Петербург и принявшие участие в работе симпозиума. Выставка российских участников Венецианской биеннале — одна из первых в планах Центрального выставочного зала.

Самое читаемое:
1
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
Средства на выкуп полотна музей искал около трех лет, в итоге работа была приобретена благодаря целевому пожертвованию. Имена спонсора и бывшего владельца не разглашаются, однако известно, что 40 лет назад картину предлагали Пушкинскому музею
22.02.2023
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
Один из главных козырей русской культуры — балет — стал темой эффектной выставки в санкт-петербургском Манеже. «Первая позиция. Русский балет» предназначена не только балетоманам, но и тем, кто не может отличить плие от арабеска
28.02.2023
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
4
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
Взаимоотношениям между художниками и их покровителями, а также роли финансистов в создании произведений и роли искусства в укреплении социального статуса банкиров на протяжении столетий посвящена большая выставка в Милане
22.02.2023
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
7
Тихие улицы: Нью-Йорк Эдварда Хоппера
Большая выставка в Музее американского искусства Уитни пересказывает историю любви художника и города, в котором он прожил почти шесть десятилетий
21.02.2023
Тихие улицы: Нью-Йорк Эдварда Хоппера
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+