18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Владимир Мединский оказался рядом и вместе с современным искусством

В преддверии открытия IV Международного культурного форума, 13 декабря в Петербурге состоялся симпозиум «Современное искусство: вместе или рядом», организатором которого выступил Государственный центр современного искусства. Он стал следующим в цепочке встреч представителей власти и современного искусства после прошедшего в июне в Нижнем Новгороде и озаглавленного «Современное искусство как важнейший фактор развития российской культуры». Если в предыдущий раз собирались в только что открытом Арсенале Волго-Вятского филиала Государственного центра современного искусства, то сейчас — в Центральном выставочном зале «Манеж» на завершающем этапе его реконструкции.

Петербургский Манеж, самая большая городская площадка для художественных выставок, имеет богатую историю. Его открытие в 1977 году в качестве выставочного зала было приурочено к 60-летию Октябрьской революции, а интерьер нес все черты архитектуры времен брежневского застоя: первоначально предназначенное для конной выездки пространство было разделено на два этажа и обильно декорировано искусственным мрамором. Реставрация, которая началась в 2013 году, призвана сделать из Манежа современное пространство для демонстрации искусства — этого мнения придерживается и новый директор Манежа, в прошлом чиновник администрации Приморского района Петербурга Павел Пригара, и ректор Академии художеств Семен Михайловский, объявивший о своем намерении активно участвовать в работе выставочного зала. В превосходных эпитетах всеми оценивались еще далеко не законченные работы по реконструкции, хотя экспозиционное пространство из-за конструктивных особенностей зала осталось таким же сложным, как и было.

Симпозиум по традиции начался с приветственных слов министра культуры Владимира Мединского (положительно отозвавшегося об Уральской индустриальной биеннале) и советника президента России Владимира Толстого, далее перешедших в рассказ директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского о достижениях и проблемах вверенного ему музея. Многие выступающие начинали с напутствий обновленному выставочному пространству, которое откроется весной следующего года. Директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина Марина Лошак, которая вместе с Семеном Михайловским вела заседание «Современное искусство и регенерация исторической среды», не могла не вспомнить свой опыт главы московского Манежа: время и существенные усилия потребовались, чтобы изгнать коммерческие ярмарки из памяти рядового зрителя. Зато теперь Марина Лошак уверенно поделилась планом почти 10-километрового пешеходного маршрута, который свяжет Пушкинский музей и другие культурные институции центра Москвы, включая ГЭС-1, где планируется создание экспозиции современного искусства ГМИИ. Для большинства выступлений естественным жанром стала самопрезентация — о своем опыте работы рассказывали все, от главы отдела новейших течений Государственного Русского музея Александра Боровского до руководителя Центра современного искусства «Винзавод» Софьи Троценко. Александр Боровский, который помнит все этапы превращения Мраморного дворца в музейное здание, до сих пор считает руинированное состояние дворца в 1990-е выигрышным для экспонирования современного искусства.

После перерыва участники разделились по секциям. На первом этаже петербуржцы во главе с Семеном Михайловским, ответственным за внутренний облик Манежа Александром Кривенцовым из архитектурной мастерской «Циркуль» и директором выставочного зала Павлом Пригарой обсуждали открывающиеся новые перспективы. Заседание секции, названной «Потенциал и роль современного искусства в освоении и использовании памятников архитектуры» вели Софья Троценко и директор Государственного центра современного искусства Михаил Миндлин. Здесь выступали руководители филиалов ГЦСИ, но самую яркую речь произнесла директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова: она экспрессивно повествовала о сложностях, связанных со строительством музея.

На один день во время проведения симпозиума на первом этаже Манежа показывали произведения художников, выставлявшихся в российском павильоне на Венецианской биеннале. Это всем известные авторы: AES+F, Юрий Аввакумов, Андрей Бартенев, Дмитрий Гутов, Алексей Каллима, Олег Кулик, Александр Пономарев, Сергей Шеховцов, также приехавшие в Петербург и принявшие участие в работе симпозиума. Выставка российских участников Венецианской биеннале — одна из первых в планах Центрального выставочного зала.

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+