Чайно-кофейный сервиз Томаса Димсдейла

Виктор Файбисович, заведующий сектором новых поступлений Эрмитажа
Виктор Файбисович, заведующий сектором новых поступлений Эрмитажа

Каждый месяц Государственный Эрмитаж выбирает для наших читателей один из экспонатов с любопытной историей. Это может быть прославленный шедевр или неизвестный публике предмет из запасников, отреставрированная или недавно приобретенная вещь. На сей раз таким предметом стал чайно-кофейный сервиз, некогда подаренный Екатериной II английскому врачу Томасу Димсдейлу. Об истории этого уникального образца раннего периода в искусстве русского фарфора рассказывает заведующий сектором новых поступлений Виктор Файбисович.

Сервиз, поступивший в коллекцию Эрмитажа в 2013 году, рассчитан на 19 персон, особое место в нем занимает чашка с крышкой, блюдцем и ложкой с золоченым «вензеловым именем» владельца. Чайно-кофейный сервиз хранится в подлинном кофре, он исполнен около 1768 года на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге. История этого ансамбля — редчайшего по художественным достоинствам и сохранности — восходит к весьма драматическим событиям. 17 мая 1768 года после скоротечной болезни на 24-м году жизни скончалась от оспы графиня Анна Шереметьева, невеста графа Никиты Панина, воспитателя юного наследника-цесаревича Павла Петровича. Жених вынужден был покинуть невесту, как только стал известен ее диагноз: при дворе опасались за жизнь великого князя. Смерть цветущей графини Шереметьевой побудила императрицу Екатерину пригласить в Петербург искусного врача, чтобы ввести в России оспопрививание. Выбор пал на Томаса Димсдейла. 12 октября 1768 года Димсдейл привил оспу императрице; 1 ноября он сделал прививку наследнику-цесаревичу Павлу Петровичу. Екатерина Великая пожаловала доктору титул барона, назначила ему пожизненную пенсию и осыпала щедрыми дарами; в их числе он увез на родину и великолепный сервиз Императорского фарфорового завода. В 1781 году Димсдейл приехал в Россию вторично, чтобы привить оспу внукам Екатерины — великим князьям Александру и Константину. Доктор и на этот раз возвратился на родину не с пустыми руками; дары императрицы до сих пор хранятся у его потомков. Но сервиз знаменитого врача через 246 лет вернулся в Петербург.

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
В Фонде Louis Vuitton 22 сентября открывается выставка собраний Ивана и Михаила Морозовых. Сурия Садекова, завотделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказала о коллекции, проекте и организационных подвигах
21.09.2021
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+