18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Любовь, война и смерть Эгона Шиле на выставке в Вене

Эйвон Шиле. «Полумесяц домов II (Островной город)». 1915.  Фото: Leopold Museum
Эйвон Шиле. «Полумесяц домов II (Островной город)». 1915.
Фото: Leopold Museum
№130, апрель 2025
№130
Материал из газеты

Музей Леопольда показывает 130 работ, созданных художником в последний период творчества, когда за четыре года в его жизни случилась Первая мировая война, разрыв с одной женщиной, женитьба на другой и смертельная болезнь

Австрийскому художнику Эгону Шиле было всего 28 лет, когда в 1918 году он умер, но оставленного им наследия менее работоспособному автору хватило бы на целую жизнь — 400 картин и около 3 тыс. графических работ. Как объясняет нью-йоркский ученый и куратор Джейн Каллир, когда Шиле открывали заново после Второй мировой войны, критиков интересовали в первую очередь его ранние радикальные работы, особенно странные, причудливые автопортреты. По ее словам, более поздние и «более традиционно красивые» произведения художника, как правило, привлекали меньше внимания. Выставка, открывшаяся этой весной в Музее Леопольда в Вене, посвящена как раз этому, позднему периоду, совпавшему с Первой мировой войной.

Выставка «Времена меняются. Последние годы жизни Эгона Шиле. 1914–1918» в Музее Леопольда. Фото: Leni Deinhardstein
Выставка «Времена меняются. Последние годы жизни Эгона Шиле. 1914–1918» в Музее Леопольда.
Фото: Leni Deinhardstein

В экспозиции представлено около 130 работ, в том числе последняя картина Шиле «Портрет Альберта Париса фон Гютерсло» (1918), приехавшая из Института искусств Миннеаполиса, и его самое известное изображение того периода — выполненная итальянским карандашом и гуашью «Сидящая женщина с согнутым коленом» (1917) из Национальной галереи Праги.

Важный поворотный момент наступил для художника в 1915 году. Он навсегда порвал со своей музой Валли Нойциль и женился на представительнице среднего класса Эдит Хармс. По словам Каллир, портрет сидящей свидетельствует об отходе от агрессивного эротизма в изображении женщин.

Выставка «Времена меняются. Последние годы жизни Эгона Шиле. 1914–1918» в Музее Леопольда. Фото: Leni Deinhardstein
Выставка «Времена меняются. Последние годы жизни Эгона Шиле. 1914–1918» в Музее Леопольда.
Фото: Leni Deinhardstein

В этом же году Шиле был призван в армию. Опыт военного времени отпечатался во многих работах, представленных на выставке, в том числе в пейзаже 1916 года «Старая мельница» («Мельница в горах»), хаотичность которого отражала масштабные потрясения в мире. Недавно атрибутированный акварельный портрет «Казак» (1916) экспонируется впервые. Голова в фуражке похожа на голову куклы-марионетки. Предположительно, Шиле изобразил здесь русского военнопленного.

Джейн Каллир, автор каталога-резоне художника, говорит, что необузданная кисть и огненная палитра портрета Гютерсло указывают на направление, «в котором мог бы двигаться Шиле, если бы был жив». Но показ заканчивается неизбежной смертью.

Выставка «Времена меняются. Последние годы жизни Эгона Шиле. 1914–1918» в Музее Леопольда. Фото: Leni Deinhardstein
Выставка «Времена меняются. Последние годы жизни Эгона Шиле. 1914–1918» в Музее Леопольда.
Фото: Leni Deinhardstein

В феврале 1918-го скончался наставник и покровитель молодого Шиле Густав Климт. Осенью того же года от испанского гриппа умерла Хармс, которая была на шестом месяце беременности. Шиле, тоже заболевший, последовал за ней через несколько дней. Среди представленных на выставке последних работ художника — рисунок «Голова мертвого Климта» и набросок портрета Эдит Хармс на смертном одре. И наконец, посмертная маска самого Шиле, которую Каллир называет «последним автопортретом».

Музей Леопольда
«Времена меняются. Последние годы жизни Эгона Шиле. 1914–1918»
До 13 июля

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+