18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Любовь, война и смерть Эгона Шиле на выставке в Вене

Эйвон Шиле. «Полумесяц домов II (Островной город)». 1915.  Фото: Leopold Museum
Эйвон Шиле. «Полумесяц домов II (Островной город)». 1915.
Фото: Leopold Museum
№130, апрель 2025
№130
Материал из газеты

Музей Леопольда показывает 130 работ, созданных художником в последний период творчества, когда за четыре года в его жизни случилась Первая мировая война, разрыв с одной женщиной, женитьба на другой и смертельная болезнь

Австрийскому художнику Эгону Шиле было всего 28 лет, когда в 1918 году он умер, но оставленного им наследия менее работоспособному автору хватило бы на целую жизнь — 400 картин и около 3 тыс. графических работ. Как объясняет нью-йоркский ученый и куратор Джейн Каллир, когда Шиле открывали заново после Второй мировой войны, критиков интересовали в первую очередь его ранние радикальные работы, особенно странные, причудливые автопортреты. По ее словам, более поздние и «более традиционно красивые» произведения художника, как правило, привлекали меньше внимания. Выставка, открывшаяся этой весной в Музее Леопольда в Вене, посвящена как раз этому, позднему периоду, совпавшему с Первой мировой войной.

Выставка «Времена меняются. Последние годы жизни Эгона Шиле. 1914–1918» в Музее Леопольда. Фото: Leni Deinhardstein
Выставка «Времена меняются. Последние годы жизни Эгона Шиле. 1914–1918» в Музее Леопольда.
Фото: Leni Deinhardstein

В экспозиции представлено около 130 работ, в том числе последняя картина Шиле «Портрет Альберта Париса фон Гютерсло» (1918), приехавшая из Института искусств Миннеаполиса, и его самое известное изображение того периода — выполненная итальянским карандашом и гуашью «Сидящая женщина с согнутым коленом» (1917) из Национальной галереи Праги.

Важный поворотный момент наступил для художника в 1915 году. Он навсегда порвал со своей музой Валли Нойциль и женился на представительнице среднего класса Эдит Хармс. По словам Каллир, портрет сидящей свидетельствует об отходе от агрессивного эротизма в изображении женщин.

Выставка «Времена меняются. Последние годы жизни Эгона Шиле. 1914–1918» в Музее Леопольда. Фото: Leni Deinhardstein
Выставка «Времена меняются. Последние годы жизни Эгона Шиле. 1914–1918» в Музее Леопольда.
Фото: Leni Deinhardstein

В этом же году Шиле был призван в армию. Опыт военного времени отпечатался во многих работах, представленных на выставке, в том числе в пейзаже 1916 года «Старая мельница» («Мельница в горах»), хаотичность которого отражала масштабные потрясения в мире. Недавно атрибутированный акварельный портрет «Казак» (1916) экспонируется впервые. Голова в фуражке похожа на голову куклы-марионетки. Предположительно, Шиле изобразил здесь русского военнопленного.

Джейн Каллир, автор каталога-резоне художника, говорит, что необузданная кисть и огненная палитра портрета Гютерсло указывают на направление, «в котором мог бы двигаться Шиле, если бы был жив». Но показ заканчивается неизбежной смертью.

Выставка «Времена меняются. Последние годы жизни Эгона Шиле. 1914–1918» в Музее Леопольда. Фото: Leni Deinhardstein
Выставка «Времена меняются. Последние годы жизни Эгона Шиле. 1914–1918» в Музее Леопольда.
Фото: Leni Deinhardstein

В феврале 1918-го скончался наставник и покровитель молодого Шиле Густав Климт. Осенью того же года от испанского гриппа умерла Хармс, которая была на шестом месяце беременности. Шиле, тоже заболевший, последовал за ней через несколько дней. Среди представленных на выставке последних работ художника — рисунок «Голова мертвого Климта» и набросок портрета Эдит Хармс на смертном одре. И наконец, посмертная маска самого Шиле, которую Каллир называет «последним автопортретом».

Музей Леопольда
«Времена меняются. Последние годы жизни Эгона Шиле. 1914–1918»
До 13 июля

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
6
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+