Австрийскому художнику Эгону Шиле было всего 28 лет, когда в 1918 году он умер, но оставленного им наследия менее работоспособному автору хватило бы на целую жизнь — 400 картин и около 3 тыс. графических работ. Как объясняет нью-йоркский ученый и куратор Джейн Каллир, когда Шиле открывали заново после Второй мировой войны, критиков интересовали в первую очередь его ранние радикальные работы, особенно странные, причудливые автопортреты. По ее словам, более поздние и «более традиционно красивые» произведения художника, как правило, привлекали меньше внимания. Выставка, открывшаяся этой весной в Музее Леопольда в Вене, посвящена как раз этому, позднему периоду, совпавшему с Первой мировой войной.
В экспозиции представлено около 130 работ, в том числе последняя картина Шиле «Портрет Альберта Париса фон Гютерсло» (1918), приехавшая из Института искусств Миннеаполиса, и его самое известное изображение того периода — выполненная итальянским карандашом и гуашью «Сидящая женщина с согнутым коленом» (1917) из Национальной галереи Праги.
Важный поворотный момент наступил для художника в 1915 году. Он навсегда порвал со своей музой Валли Нойциль и женился на представительнице среднего класса Эдит Хармс. По словам Каллир, портрет сидящей свидетельствует об отходе от агрессивного эротизма в изображении женщин.
В этом же году Шиле был призван в армию. Опыт военного времени отпечатался во многих работах, представленных на выставке, в том числе в пейзаже 1916 года «Старая мельница» («Мельница в горах»), хаотичность которого отражала масштабные потрясения в мире. Недавно атрибутированный акварельный портрет «Казак» (1916) экспонируется впервые. Голова в фуражке похожа на голову куклы-марионетки. Предположительно, Шиле изобразил здесь русского военнопленного.
Джейн Каллир, автор каталога-резоне художника, говорит, что необузданная кисть и огненная палитра портрета Гютерсло указывают на направление, «в котором мог бы двигаться Шиле, если бы был жив». Но показ заканчивается неизбежной смертью.
В феврале 1918-го скончался наставник и покровитель молодого Шиле Густав Климт. Осенью того же года от испанского гриппа умерла Хармс, которая была на шестом месяце беременности. Шиле, тоже заболевший, последовал за ней через несколько дней. Среди представленных на выставке последних работ художника — рисунок «Голова мертвого Климта» и набросок портрета Эдит Хармс на смертном одре. И наконец, посмертная маска самого Шиле, которую Каллир называет «последним автопортретом».
Музей Леопольда
«Времена меняются. Последние годы жизни Эгона Шиле. 1914–1918»
До 13 июля