18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Концы в воду, или Приговор истории искусства

Бельтинг приводит в книге примеры из выставочной практики Питера Гринуэя (на фото — проект Лестницы, 1994) Фото: George Eastman Museum
Бельтинг приводит в книге примеры из выставочной практики Питера Гринуэя (на фото — проект Лестницы, 1994)
Фото: George Eastman Museum
№124, сентябрь 2024
№124
Материал из газеты

На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?

Философы XX века оставили нам представительное кладбище: там покоятся Бог, большие нарративы, искусство, автор и сама философия. Вслед за объявленным концом искусства логично было предположить и конец его истории. Программно об этом заговорил маститый немецкий искусствовед Ханс Бельтинг в 1983 году, принимая в наследство от Ханса Зедльмайра кафедру истории искусства Мюнхенского университета. Свои соображения Бельтинг изложил во время инаугурации в докладе «Конец истории искусства?», который вскоре вышел в виде брошюры, а к 1995 году разросся до монографии (тогда же вопрос в названии сменился утверждением).

Но тема не переставала занимать Бельтинга, и в 2003 году был издан переработанный текст монографии под новым заглавием — «История искусства после модернизма». Именно его перевод, выпущенный Музеем современного искусства «Гараж», стал наконец доступен русскоязычной аудитории (хотя издательская команда, запутавшись сама, сбивает с толку и читателя, указав на авантитуле название более раннего издания, а в аннотации — сразу двух).

Ханс Бельтинг. «История искусства после модернизма». М.: Музей современного искусства «Гараж», 2024. 340 с., ил.
Ханс Бельтинг. «История искусства после модернизма». М.: Музей современного искусства «Гараж», 2024. 340 с., ил.

Очерчивая во вступительной статье академическую биографию Ханса Бельтинга, искусствовед Сергей Фофанов представляет его как двуликого Януса, взгляд которого обращен одновременно и в прошлое, и в будущее: горизонт его интересов простирался от византийских фресок до современных визуальных медиа. Столь широкий угол обзора позволил Бельтингу заметить противоречия линейной истории искусства. Он сравнивает ее с рамой, которая уже не способна вместить полную картину художественных практик.

С одной стороны, эта рама весьма гибкая. Так, в нее задним числом помещали иконы и древние наскальные рисунки — одним словом, те изображения, которые «не только не создавались как искусство, но служили религиозным либо социальным ритуалам». При этом многое из того, что создавалось как искусство, оказалось неучтенным и теперь борется за свое место в каноне. Речь идет прежде всего о том, что формировалось вне западной традиции. Наиболее очевидный случай, на который ссылается автор, — современное искусство стран Восточной Европы, которое открылось во всей полноте после падения Берлинской стены. Но таких случаев намного больше, и поскольку история искусства — западное изобретение, то цена их включения — размытие границ дисциплины и ее критериев. Кажущаяся открытость другим культурам не решила проблему, а создала новые — этому посвящена последняя часть книги.

В историографическом очерке, который занимает сразу несколько глав, Бельтинг показывает, как усложнялась история искусства. Жизнеописания живописцев, как у Джорджо Вазари, уступили место истории стилей и истории новшеств. Когда же они зашли в тупик, наступила эпоха интерпретации отдельных произведений, при этом многообразие методологических позиций (структурная семиотика, психоанализ, феминизм, деконструкция, постколониальный дискурс) привело к полной разобщенности внутри дисциплины — история искусства теперь бессистемно ветвится по принципу «ризомы», как сказали бы Жиль Делёз и Феликс Гваттари. В этом свете совершенным анахронизмом предстает знаменитая схема Альфреда Барра, которую дизайнеры поместили на обложку. В ней первый директор Музея современного искусства в Нью-Йорке стрелками наметил траектории движения модернистского искусства от неоимпрессионизма к абстракции. Текст Бельтинга убеждает, что выстраивать схему дальше, проводя все новые стрелки и добавляя компоненты, бесперспективно, ведь после модернизма кривая, но различимая дорожка истории искусства вывела тех, кто по ней шел, в бескрайний сад расходящихся тропок, едва ли доступный для картографирования.

Титульный лист каталога Альфреда Х. Барра-младшего для выставки «Кубизм и абстрактное искусство» в МоМА в 1936 году. Фото: MOMA
Титульный лист каталога Альфреда Х. Барра-младшего для выставки «Кубизм и абстрактное искусство» в МоМА в 1936 году.
Фото: MOMA

Хотя перевод книги опоздал к нам на 21 год, обозначенная в ней проблема осталась по-прежнему актуальной. Недаром Ханс Бельтинг оставил текст в варианте начала 2000-х, уже не возвращаясь к нему до самой своей смерти в 2023-м. Вероятно, даже еще через 20, 50 или 100 лет ничего толком не изменится — если верно, что мы живем в состоянии постистории, когда происходит так много всего, что кажется, будто ничего не происходит. В таком случае конец искусства отменяется: оно будет жить вечно, только уже не пытаясь перещеголять прошлое и удивить будущее. А вот историкам искусства придется «зафиксировать в памяти проигранную битву, которую им только и остается, что комментировать». Что Бельтинг и сделал первым. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+