18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Концы в воду, или Приговор истории искусства

Бельтинг приводит в книге примеры из выставочной практики Питера Гринуэя (на фото — проект Лестницы, 1994) Фото: George Eastman Museum
Бельтинг приводит в книге примеры из выставочной практики Питера Гринуэя (на фото — проект Лестницы, 1994)
Фото: George Eastman Museum
№124, сентябрь 2024
№124
Материал из газеты

На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?

Философы XX века оставили нам представительное кладбище: там покоятся Бог, большие нарративы, искусство, автор и сама философия. Вслед за объявленным концом искусства логично было предположить и конец его истории. Программно об этом заговорил маститый немецкий искусствовед Ханс Бельтинг в 1983 году, принимая в наследство от Ханса Зедльмайра кафедру истории искусства Мюнхенского университета. Свои соображения Бельтинг изложил во время инаугурации в докладе «Конец истории искусства?», который вскоре вышел в виде брошюры, а к 1995 году разросся до монографии (тогда же вопрос в названии сменился утверждением).

Но тема не переставала занимать Бельтинга, и в 2003 году был издан переработанный текст монографии под новым заглавием — «История искусства после модернизма». Именно его перевод, выпущенный Музеем современного искусства «Гараж», стал наконец доступен русскоязычной аудитории (хотя издательская команда, запутавшись сама, сбивает с толку и читателя, указав на авантитуле название более раннего издания, а в аннотации — сразу двух).

Ханс Бельтинг. «История искусства после модернизма». М.: Музей современного искусства «Гараж», 2024. 340 с., ил.
Ханс Бельтинг. «История искусства после модернизма». М.: Музей современного искусства «Гараж», 2024. 340 с., ил.

Очерчивая во вступительной статье академическую биографию Ханса Бельтинга, искусствовед Сергей Фофанов представляет его как двуликого Януса, взгляд которого обращен одновременно и в прошлое, и в будущее: горизонт его интересов простирался от византийских фресок до современных визуальных медиа. Столь широкий угол обзора позволил Бельтингу заметить противоречия линейной истории искусства. Он сравнивает ее с рамой, которая уже не способна вместить полную картину художественных практик.

С одной стороны, эта рама весьма гибкая. Так, в нее задним числом помещали иконы и древние наскальные рисунки — одним словом, те изображения, которые «не только не создавались как искусство, но служили религиозным либо социальным ритуалам». При этом многое из того, что создавалось как искусство, оказалось неучтенным и теперь борется за свое место в каноне. Речь идет прежде всего о том, что формировалось вне западной традиции. Наиболее очевидный случай, на который ссылается автор, — современное искусство стран Восточной Европы, которое открылось во всей полноте после падения Берлинской стены. Но таких случаев намного больше, и поскольку история искусства — западное изобретение, то цена их включения — размытие границ дисциплины и ее критериев. Кажущаяся открытость другим культурам не решила проблему, а создала новые — этому посвящена последняя часть книги.

В историографическом очерке, который занимает сразу несколько глав, Бельтинг показывает, как усложнялась история искусства. Жизнеописания живописцев, как у Джорджо Вазари, уступили место истории стилей и истории новшеств. Когда же они зашли в тупик, наступила эпоха интерпретации отдельных произведений, при этом многообразие методологических позиций (структурная семиотика, психоанализ, феминизм, деконструкция, постколониальный дискурс) привело к полной разобщенности внутри дисциплины — история искусства теперь бессистемно ветвится по принципу «ризомы», как сказали бы Жиль Делёз и Феликс Гваттари. В этом свете совершенным анахронизмом предстает знаменитая схема Альфреда Барра, которую дизайнеры поместили на обложку. В ней первый директор Музея современного искусства в Нью-Йорке стрелками наметил траектории движения модернистского искусства от неоимпрессионизма к абстракции. Текст Бельтинга убеждает, что выстраивать схему дальше, проводя все новые стрелки и добавляя компоненты, бесперспективно, ведь после модернизма кривая, но различимая дорожка истории искусства вывела тех, кто по ней шел, в бескрайний сад расходящихся тропок, едва ли доступный для картографирования.

Титульный лист каталога Альфреда Х. Барра-младшего для выставки «Кубизм и абстрактное искусство» в МоМА в 1936 году. Фото: MOMA
Титульный лист каталога Альфреда Х. Барра-младшего для выставки «Кубизм и абстрактное искусство» в МоМА в 1936 году.
Фото: MOMA

Хотя перевод книги опоздал к нам на 21 год, обозначенная в ней проблема осталась по-прежнему актуальной. Недаром Ханс Бельтинг оставил текст в варианте начала 2000-х, уже не возвращаясь к нему до самой своей смерти в 2023-м. Вероятно, даже еще через 20, 50 или 100 лет ничего толком не изменится — если верно, что мы живем в состоянии постистории, когда происходит так много всего, что кажется, будто ничего не происходит. В таком случае конец искусства отменяется: оно будет жить вечно, только уже не пытаясь перещеголять прошлое и удивить будущее. А вот историкам искусства придется «зафиксировать в памяти проигранную битву, которую им только и остается, что комментировать». Что Бельтинг и сделал первым. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+