18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Филиал Третьяковской галереи в Самаре откроется до конца 2023 года

Здание Фабрики-кухни в плане имеет очертания серпа и молота. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Здание Фабрики-кухни в плане имеет очертания серпа и молота.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Первой в конструктивистском здании фабрики-кухни станет выставка, связанная с образами еды в русском искусстве ХХ века. Среди авторов — Зинаида Серебрякова, Борис Кустодиев, Илья Машков, Нико Пиросмани и другие художники

Выставка «На вкус и цвет. Образы еды в русском искусстве» станет первым проектом в новом филиале Третьяковской галереи в Самаре, разместившемся в знаменитом конструктивистском здании раннесоветской фабрики-кухни. На момент публикации материала назывались и точные даты — с 3 октября до 17 февраля, однако позже в музее уточнили, что экспозиция откроется «до конца года».

«Выбор темы первой выставки не случаен, ведь пространство, для которого она создавалась, — фабрика-кухня, бывший утопический конвейер с непрерывным циклом производства и потребления. Еда впервые придет в эти стены не как продукт, который здесь производят, но как художественный образ. Залы для вкушения пищи станут местом созерцания, а идея цикличности обусловит ритм выставки», — сообщается в пресс-релизе проекта. Он соберет произведения с начала XIX века до наших дней, с акцентом на ключевые произведения из постоянной экспозиции Третьяковской галереи.

Пиросманашвили. «Семейная компания». 1909. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Пиросманашвили. «Семейная компания». 1909.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Третьяковка в Самаре станет первым филиалом галереи, который представит выставку в собственном здании.

Филиал располагается по адресу ул. Ново-Садовая, 149. Это здание — фабрика-кухня завода № 42 им. А.А.Масленникова — шедевр советского конструктивизма, построенный в 1930–1932 годах первой русской женщиной-архитектором Екатериной Максимовой (ее единственная работа). Она была рассчитана на огромную производительность — 9 тыс. обедов в сутки — и основывалась на функции конвеерного приготовления и подачи еды — идее кольцевых хлебозаводов инженера Георгия Марсакова. Кстати, не так давно два его хлебозовода-автомата стали культурными центрами: в Москве это Центр «Зотов», а в Петербурге — «Левашовский хлебозавод».

Самарское здание в плане имеет очертания серпа и молота. В тот период, когда фабрика-кухня работала по своему прямому назначению, в «серпе» размещалось три последовательных обеденных зала: первый для детей, второй для рабочих, третий для сотрудников фабрики. На крыше между двумя основными входами располагалась летняя терраса. В «молоте» находилась кухня, откуда по трем конвейерам пища подавалась в «серп». Между этажами было устроено шесть лестниц. Оба этажа «серпа» и широкие лестничные площадки имели сплошное витражное остекление. Каркас постройки, перекрытия и колонны были сделаны из бетона. Помимо обеденных залов, в здании располагалась кулинария, была устроена читальня, работала спортивная школа.

Самарский филиал Третьяковской галереи будет расположен в бывшем здании Фабрики-кухни завода имени Масленникова. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Самарский филиал Третьяковской галереи будет расположен в бывшем здании Фабрики-кухни завода имени Масленникова.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Превращение этого объекта в музей — итог многочисленных усилий общественности. К началу XXI века здание, в котором после банкротства оборонного завода и перехода к коммерческим структурам размещались бар, ночной клуб, офисы, торговый центр и проч., обветшало и готовилось к сносу. Экспертам и жителям города удалось привлечь внимание властей к этой проблеме. Как мы писали ранее, Александр Хинштейн как депутат Госдумы от Самарской области способствовал возвращению здания в федеральную собственность, потом подключился Владимир Мединский, тогда министр культуры, проект поддержал Дмитрий Азаров, тогда мэр Самары. Снос был отменен, в 2014 году здание передали в управление Государственного центра современного искусства (ГЦСИ), но после его реорганизации работы застопорились. К счастью, проектом удалось заинтересовать Третьяковскую галерею, которая получила его в 2019 году. После этого началась реконструкция, которая была необходима не только из-за ветхого состояния, но и из-за сложного бытования: здание перестраивалось с 1940-х годов и черты конструктивизма практически стерлись.

В 2019 году контракт на реставрацию на сумму 1,381 млрд руб. заключен с АО «Межобластное научно-реставрационное художественное управление» (до 2021 года, позже продлен до 2024 года). Спасением здания занимались Ирина Калугина (Центральные научно-реставрационные проектные мастерские) и Виталий Стадников (архитектор приспособления, одно время был главным архитектором Самары). Важной частью работ оказалось укрепление несущих конструкций здания из обветшавшего железобетона, это было осуществлено с помощью уникального метода обклейки карбоновой арматурой. «Вся конструкция здания графичная, легкая и прозрачная — и такой способ ее усиления позволил сохранить все эти эффекты», — рассказывал Стадников. А при исследовании здания удалось обнаружить многочисленные фрагменты первоначальной отделки, по которым получилось ее восстановить.

Важной частью работ оказалось укрепление несущих конструкций здания. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Важной частью работ оказалось укрепление несущих конструкций здания.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

В итоге площадь «воскрешенного» здания составляет 8 тыс. кв. м. Выставочные пространства расположены на втором этаже «серпа» и займут около 2 тыс. кв. м. Как рассказывал «Самарской газете» директор филиала Михаил Савченко, на первом этаже планируется открыть музей фабрики-кухни, который посвятят социальному феномену фабрик-кухонь и конструктивизму как стилю социальной утопии, истории здания и его создательнице. Еще здесь запланированы образовательный центр с занятиями для детей и взрослых, кинозал, медиатека, кафе, ресторан, реставрационная мастерская и фондохранилище, а также арт-резиденции для художников и исследователей.

Презентация отреставрированного памятника конструктивизма прошла с размахом еще в 2021 году, после чего продолжились работы по созданию необходимой инфраструктуры. Все это время Третьяковская галерея активно проводила выставки и образовательные программы на других площадках, а к «Ночи музеев» уже в самом здании фабрики-кухни прошли специальные мероприятия.

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
5
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
6
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
7
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+