18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Общепит послужит искусству

№87, декабрь-январь 2021
№87
Материал из газеты

В Самаре в завершающую стадию вступила реставрация легендарной фабрики-кухни завода имени Масленникова. В этом здании со временем обоснуется филиал Третьяковской галереи

Зал фабрики-кухни. 1930-е. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Зал фабрики-кухни. 1930-е.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

В ноябре 2020 года это здание еще стояло в лесах, хотя основные строительные работы внутри уже завершились и можно было по достоинству оценить пропорциональное, залитое светом пространство. Если все пойдет по плану, весной 2022 года здесь откроется филиал Государственной Третьяковской галереи. Он получит не просто помещение (кстати, немаленькое — 17 тыс. кв. м), но дом с великолепной архитектурой.

С фабрикой-кухней связана почти детективная история. Когда в 2008 году общественность и самарские архитекторы во главе с Виталием Стадниковым начинали борьбу за спасение здания от сноса, возник вопрос об архитектурной ценности объекта и его происхождении. Аспирант кафедры архитектуры Самарского государственного университета Александр Исаков задался целью найти автора проекта. На чертежах стояло имя Е.Максимовой, но эта подсказка помогла не сразу. Упоминание о Екатерине николаевне Максимовой удалось обнаружить в сборнике «Первые женщины-инженеры», где, помимо прочего, сообщалось, что она погибла в 1932 году, попав под поезд. Затем в газете «Известия» за означенный год нашли сообщение, что архитектор была похоронена на Ваганьковском кладбище. Сам факт публикации свидетельствовал о высоком социальном положении автора самарской фабрики-кухни. Следующим шагом стал поиск могилы — и она нашлась. В декабре 2009 года на могиле оставили сообщение родственникам: дескать, если вы существуете, отзовитесь. В мае 2010-го внуки архитектора связались с исследователями и помогли восстановить детали ее биографии.

Екатерина Максимова родилась в 1891 году в Казани. Окончив художественную школу, она поступила на архитектурный факультет Второго Петроградского политехнического института и с отличием его окончила. В 1923-м устроилась в бюро Алексея Щусева в Москве; позже сотрудничала с Нарпитом, став ведущим специалистом по фабрикам-кухням, которые строила в Запорожье, Магнитогорске, Свердловске. Фабрика-кухня в Самаре оказалась одним из последних проектов Максимовой, вобравшим в себя весь ее предшествующий опыт.

Фабрика-кухня в Самаре. Макет. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Фабрика-кухня в Самаре. Макет.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Здание это знаменито тем, что в плане напоминает положенные рядом серп и молот. Оно получилось сколь символичным, столь и удобным: в «молоте» располагалась кухня, в «серпе» — гардероб и столовые, в рукоятке «молота» — почта и магазин, а над ними, на втором этаже — технические помещения и горячий цех. Людские потоки были грамотно разведены. Панорамное остекление давало пространствам много света. Однако дом начали перестраивать и застраивать уже в 1940-е годы. Через полвека в его архитектуре почти не читалась конструктивистская четкость. В 1990-е внутри работали офисы, магазины, караоке-клуб, сауна. В 2008-м новый владелец решил здание снести, объект насилу отстояли. В 2015-м его отдали Государственному центру современного искусства, в 2019-м передали Третьяковской галерее.

Коридор фабрики-кухни. 1930-е. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Коридор фабрики-кухни. 1930-е.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Сегодня реконструкция вступила в финальную стадию. Очищенная от уродливых наслоений фабрика-кухня блистает первозданной пролетарской красотой. Директор филиала ГТГ в Самаре Михаил Савченко уже показывает, где внутри будут работать выставки, лекторий, кафе, библиотека. У городских властей тоже далекоидущие планы: вокруг здания благоустроят территорию, разобьют парк. Возможно, это подтолкнет и к переделке еще одного, расположенного неподалеку музея — космонавтики. Для города — колыбели космической промышленности он более чем скромен. Самаре вообще как воздух необходимы центры культуры — не только филиал Третьяковки.

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
4
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Образы Вечного города в исторической перспективе показывают в Пушкинском
На выставке «Три времени Рима» в гравюрах и рисунках XVI–XVIII веков предстает процесс последовательного становления современного облика Рима как самого большого целостного произведения искусства, вдохновлявшего поколения живописцев, архитекторов и инженеров
28.06.2024
Образы Вечного города в исторической перспективе показывают в Пушкинском
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+