18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Общепит послужит искусству

№87
Материал из газеты

В Самаре в завершающую стадию вступила реставрация легендарной фабрики-кухни завода имени Масленникова. В этом здании со временем обоснуется филиал Третьяковской галереи

В ноябре 2020 года это здание еще стояло в лесах, хотя основные строительные работы внутри уже завершились и можно было по достоинству оценить пропорциональное, залитое светом пространство. Если все пойдет по плану, весной 2022 года здесь откроется филиал Государственной Третьяковской галереи. Он получит не просто помещение (кстати, немаленькое — 17 тыс. кв. м), но дом с великолепной архитектурой.

С фабрикой-кухней связана почти детективная история. Когда в 2008 году общественность и самарские архитекторы во главе с Виталием Стадниковым начинали борьбу за спасение здания от сноса, возник вопрос об архитектурной ценности объекта и его происхождении. Аспирант кафедры архитектуры Самарского государственного университета Александр Исаков задался целью найти автора проекта. На чертежах стояло имя Е.Максимовой, но эта подсказка помогла не сразу. Упоминание о Екатерине николаевне Максимовой удалось обнаружить в сборнике «Первые женщины-инженеры», где, помимо прочего, сообщалось, что она погибла в 1932 году, попав под поезд. Затем в газете «Известия» за означенный год нашли сообщение, что архитектор была похоронена на Ваганьковском кладбище. Сам факт публикации свидетельствовал о высоком социальном положении автора самарской фабрики-кухни. Следующим шагом стал поиск могилы — и она нашлась. В декабре 2009 года на могиле оставили сообщение родственникам: дескать, если вы существуете, отзовитесь. В мае 2010-го внуки архитектора связались с исследователями и помогли восстановить детали ее биографии.

Екатерина Максимова родилась в 1891 году в Казани. Окончив художественную школу, она поступила на архитектурный факультет Второго Петроградского политехнического института и с отличием его окончила. В 1923-м устроилась в бюро Алексея Щусева в Москве; позже сотрудничала с Нарпитом, став ведущим специалистом по фабрикам-кухням, которые строила в Запорожье, Магнитогорске, Свердловске. Фабрика-кухня в Самаре оказалась одним из последних проектов Максимовой, вобравшим в себя весь ее предшествующий опыт.

Здание это знаменито тем, что в плане напоминает положенные рядом серп и молот. Оно получилось сколь символичным, столь и удобным: в «молоте» располагалась кухня, в «серпе» — гардероб и столовые, в рукоятке «молота» — почта и магазин, а над ними, на втором этаже — технические помещения и горячий цех. Людские потоки были грамотно разведены. Панорамное остекление давало пространствам много света. Однако дом начали перестраивать и застраивать уже в 1940-е годы. Через полвека в его архитектуре почти не читалась конструктивистская четкость. В 1990-е внутри работали офисы, магазины, караоке-клуб, сауна. В 2008-м новый владелец решил здание снести, объект насилу отстояли. В 2015-м его отдали Государственному центру современного искусства, в 2019-м передали Третьяковской галерее.

Сегодня реконструкция вступила в финальную стадию. Очищенная от уродливых наслоений фабрика-кухня блистает первозданной пролетарской красотой. Директор филиала ГТГ в Самаре Михаил Савченко уже показывает, где внутри будут работать выставки, лекторий, кафе, библиотека. У городских властей тоже далекоидущие планы: вокруг здания благоустроят территорию, разобьют парк. Возможно, это подтолкнет и к переделке еще одного, расположенного неподалеку музея — космонавтики. Для города — колыбели космической промышленности он более чем скромен. Самаре вообще как воздух необходимы центры культуры — не только филиал Третьяковки.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+