18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Михаил Миндлин рассказал о реконструкции самарского «Серпа и молота»

Проект реконструкции здания Средневолжского филиала Государственного центра современного искусства (ГЦСИ), который разместится в бывшей фабрике-кухне в Самаре, покажут на фестивале «Зодчество», проходящем в Центральном доме художника с 1 по 3 октября. Его разработали Центральные научно-реставрационные проектные мастерские Министерства культуры РФ, победившие в открытом конкурсе. Концепцию реконструкции написали член Федерального научно-методического совета по культурному наследию Минкультуры РФ, заместитель декана Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ Виталий Стадников и директор ГЦСИ Михаил Миндлин.

Как рассказал нашему корреспонденту Михаил Миндлин, здание, находящееся в плачевном состоянии, будет восстановлено в соответствии с первоначальным конструктивистским проектом архитектора Нарпита Екатерины Максимовой, без изменения планировки, а с приспособлением ее под нужды центра. Планируемая инфраструктура самарского ГЦСИ впечатляет: помимо выставочных пространств, там появятся лекционные залы, медиатека, многофункциональный кинозал, помещения для проведения конференций, зона резиденций для работы приглашенных художников, хранилища и многое другое. Конкретные сроки реализации проекта и его бюджет будут определены после выбора генерального подрядчика. Возглавляет филиал Роман Коржов, а художественным руководителем назначен самарский художник Владимир Логутов.

Здание бывшей фабрики-кухни было построено в 1932 году. В своем первозданном виде постройка, совмещавшая в себе передовые инженерные технологии, утилитарность и идеологический посыл (с высоты птичьего полета его очертания напоминают серп и молот), существовала недолго: уже в 1944 году она была реконструирована по проекту самарского архитектора Ивана Салоникиди. Тогда под предлогом сохранения тепла здание лишилось обильного остекления, взамен его внешний фасад приобрел классический декор.

Однако последний не пережил прихода свободного рынка: в 1998–1999 годах, когда в постройке расположились торговый центр и клубы, классические элементы были сбиты, на смену им пришла пластиковая рейка, которой обшили все здание, заново перекрытое пронзительно-синей крышей. Изменения претерпела и планировка бывшей фабрики-кухни: атриум спортзала перекрыли, а потолок с уникальными балочными конструкциями был скрыт от глаз посетителей.

Долгое время здание было предметом спора между его собственниками, намеревавшимися построить на этом месте офисно-развлекательный центр, государством и неравнодушной общественностью, требовавшей признать постройку объектом культурного наследия. Осенью 2013 года по инициативе депутата Государственной Думы Александра Хинштейна Самару посетил министр культуры Владимир Мединский. Тогда было решено выделить около 350 млн руб. на восстановление фабрики-кухни и поместить в ней новый филиал Государственного центра современного искусства. В декабре того же года памятник был передан городу, а в октябре следующего в соответствии с приказом Министерства культуры РФ в Самаре был создан Средневолжский филиал ГЦСИ.

Помимо Средневолжского, у московского Государственного центра современного искусства есть еще шесть филиалов. Самое большое историческое здание, реконcтрукция которого закончилась в этом году, принадлежит Волго-Вятскому филиалу, открытому более десяти лет назад в Нижнем Новгороде. Это нижегородский Арсенал. Первый этап его реставрации в 2013 году был отмечен премией нашей газеты.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+