18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Музей-гараж: в конце 2024 года в здании Мельникова откроют Музей транспорта

Проект экспозиции Музея транспорта Москвы. Фото: Музей транспорта Москвы
Проект экспозиции Музея транспорта Москвы.
Фото: Музей транспорта Москвы

Музей представил концепцию экспозиции, которая на двух этажах покажет в ретроспективе все многообразие московского транспорта — от гужевой повозки до электробусов

В гараже для грузовых машин на Новорязанской улице, который архитектор Константин Мельников спроектировал в сотрудничестве с инженером Владимиром Шуховым, вскоре разместятся не только грузовики, но и электробусы, и вагоны метро, и другие виды транспорта, начиная с гужевой повозки, которые служили жителям Москвы в разные эпохи. Дело в том, что после основательной реставрации здания в нем, по поручению мэра столицы Сергея Собянина, откроется постоянная экспозиция Музея транспорта Москвы. Произойдет это в конце 2024 года.

Проект экспозиции Музея транспорта Москвы. Фото: Музей транспорта Москвы
Проект экспозиции Музея транспорта Москвы.
Фото: Музей транспорта Москвы

Гараж, построенный в 1926–1929 годах на неудобном треугольном участке, получил нетривиальную форму полукольца. Теперь это кажется символичным. «Мелодика архитектуры Мельникова влияет на сторителлинг экспозиционных решений, ведь транспортная инфраструктура Москвы построена на кольцах», — отметила директор Музея транспорта Москвы Оксана Бондаренко на пресс-конференции, посвященной реставрации гаража и его приспособлению под современное выставочное пространство. Она также подчеркнула, что гараж, являющийся видным памятником архитектуры авангарда, станет не только домом для основной экспозиции, но и главным ее экспонатом. Для этого зданию вернут чистоту формы, убрав наслоения и пристройки, которые возникли позднее и исказили его облик. Кроме того, музей не станут обносить оградой, чтобы сохранить максимально широкую зрительную перспективу.

Макет здания Музея транспорта Москвы. Фото: Музей транспорта Москвы
Макет здания Музея транспорта Москвы.
Фото: Музей транспорта Москвы

Экспозиция разместится на двух этажах. С улицы, через новый вход в форме треугольника (дань уважения архитектуре авангарда с ее подчеркнутым геометризмом), посетители будут попадать в подземную часть музея, посвященную — что закономерно — истории московского метрополитена. Здесь ретроспективно будут показаны разные типы вагонов. Из подземной галереи публика будет подниматься на эскалаторах на первый этаж, где увидит все многообразие наземного транспорта: автомобили, автобусы, трамваи и так далее — всего 52 экспоната. Те виды транспортных средств, что не сохранились до наших дней, заменят полноразмерные макеты. Почти все объекты будут доступны к посещению: музей хотят сделать интерактивным, мультимедийным и безбарьерным.

Макет здания Музея транспорта Москвы. Фото: Музей транспорта Москвы
Макет здания Музея транспорта Москвы.
Фото: Музей транспорта Москвы

К созданию концепции приступили в 2020 году. К слову, именно тогда Музей транспорта Москвы начал новую жизнь после масштабной реорганизации. На реализацию проекта (а занимаются им архитектурное бюро «Меганом» и архитектурно-реставрационная мастерская «Фаросъ») было выделено почти 3,7 млрд руб.

По словам главного архитектора города Москвы Сергея Кузнецова, этот проект «сравним по значимости с трансформацией ГЭС-2».

Процесс проектирования выставочного пространства подчинен задаче сохранения самого гаража, который является памятником архитектуры регионального значения. Предметом охраны, как уточнила на пресс-конференции главный архитектор музея Наталья Воронцова, выступает общая композиция фасадов, планировочные решения здания и материалы. Что касается фасадов, то, помимо вычинки кирпичной кладки, будет возвращен исторический облик витражам на торце: стеклоблоки 1960–1970-х годов заменят на светопрозрачные конструкции, какими их задумывал сам Мельников.

Проект здания Музея транспорта Москвы. Фото: Музей транспорта Москвы
Проект здания Музея транспорта Москвы.
Фото: Музей транспорта Москвы

Важно отметить, что проект потянул за собой и благоустройство всей Новорязанской улицы. По ней, к слову, пролегает один из участков так называемого музейного маршрута «Т» — еще одного проекта Музея транспорта Москвы. По этому маршруту ходят последние два московских троллейбуса (их даже украшали росписями современных художников, в частности Ирины Кориной). Теперь троллейбусы в буквальном смысле музейная редкость. Впрочем, пока их движение приостановлено в связи с работами по благоустройству Басманного района. Но к открытию музея маршрут должны запустить вновь.

Проект здания Музея транспорта Москвы. Фото: Музей транспорта Москвы
Проект здания Музея транспорта Москвы.
Фото: Музей транспорта Москвы

Здание на Новорязанской улице — это уже второй гараж Мельникова, который трансформируется в музей. Так, Бахметьевский гараж выпустил из своих стен Музей современного искусства «Гараж», а затем стал Еврейским музеем и центром толерантности. Теперь же в Москве будет не только музей «Гараж» и музей в гараже, но и буквально музей-гараж. Ведь в сущности здание в Басманном районе, превращаясь в культурную институцию, сохранит и свою первоначальную функцию — хранение транспорта. Хороший маневр, чтобы умилостивить гения места.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+