18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Леонид Талочкин и все-все-все: когда андерграунд еще не был рыночным товаром

Игорь Пальмин. Леонид Талочкин в Высоко-Петровском монастыре. Москва, 1970. Фото: Игорь Пальмин/Russian Art Archive Network
Игорь Пальмин. Леонид Талочкин в Высоко-Петровском монастыре. Москва, 1970.
Фото: Игорь Пальмин/Russian Art Archive Network
№ 105, октябрь 2022
№ 105
Материал из газеты

Третьяковская галерея выпустила полный научный каталог коллекции знаменитого собирателя неофициального искусства. Коллекционерский путь Талочкина был уникальным — и в то же время весьма характерным для его эпохи

Коллекционера и архивиста советского андерграунда Леонида Талочкина (1936–2002) художник Константин Звездочетов однажды назвал «человеком-айсбергом», вспоминая, как «белая вершина его по-патриарши седовласой головы гордо реяла среди голов художников-нонконформистов». Для них, для всего артистического подполья, Талочкин — фигура знаменательная: он принимал деятельное участие в подготовке важнейших выставок неофициального искусства и сыграл весомую роль в его институционализации. И все же до сих пор мы видели лишь верхушку этого айсберга, причем вне зависимости от того, заходила ли речь о человеке или о его собрании. Чтобы сделать видимой и подводную часть этой глыбы, Государственная Третьяковская галерея вместе с Музеем современного искусства «Гараж» запустила издательский проект, первая часть которого воплотилась в исчерпывающем и богато иллюстрированном каталоге.

Хотя едва ли Талочкина можно назвать коллекционером в привычном смысле слова: он не располагал ни достаточными средствами, ни тщеславием и азартом «настоящего» коллекционера, чтобы беспрерывно покупать, продавать, обмениваться. Практически все произведения, начиная с рисунка Бориса Козлова в 1962 году, были подарены ему авторами. Единственным исключением, по всей видимости, стали картины и объекты Михаила Рогинского, среди которых — хрестоматийные теперь красная «Дверь» и «Пол. Метлахская плитка» (1965). Талочкин приобрел их у автора перед его эмиграцией в Париж, заняв денег у знакомых. Примечательно, что, несмотря на наличие в собрании имен первой величины, Талочкин даже в самые трудные времена не пытался ничего сбыть. Год за годом работы художников заполняли 60 квадратов его двухкомнатной квартиры на Новослободской улице, превращая ее в запасник. «Не продал ни листочка за всю свою жизнь, — говорил он. — А как же! Тогда и музея бы не было».

Леонид Талочкин. «Я знал их всех». Коллекция / Государственная Третьяковская галерея. М., 2022. 336 с.: ил.
Леонид Талочкин. «Я знал их всех». Коллекция / Государственная Третьяковская галерея. М., 2022. 336 с.: ил.

Музей «Другое искусство» открылся в здании Российского государственного гуманитарного университета в 2000 году. А в конце 2013-го искусствовед Татьяна Вендельштейн, вдова и наследница Талочкина, приняла решение о передаче коллекции в дар ГТГ. Сегодня лучшие вещи из нее можно увидеть в здании музея на Крымском Валу: это живопись и объекты Владимира Вейсберга, Вячеслава Колейчука, Льва Кропивницкого, Лидии Мастерковой, Владимира Немухина, Оскара Рабина и многих других. Они рассредоточены по постоянной экспозиции, а порядка 30 работ собраны в именном зале Талочкина. Однако это лишь малая часть собрания, насчитывающего почти 2 тыс. произведений более 200 художников.

«Я знал их всех», — говорит нам Талочкин с обложки. А вот читатель, открыв книгу, увидит множество малоизвестных и вовсе незнакомых имен (авторов некоторых работ не удалось установить даже специалистам — но, быть может, они будут опознаны кем-то после публикации). Предупреждая возможные замечания по поводу эклектичного и «неровного» состава коллекции, автор вступительной статьи к каталогу Кирилл Светляков пишет, что не стоит сравнивать ее с некой недостижимой абстрактно-идеальной коллекцией, включающей исключительно первые имена и лучшие произведения. У нее другое преимущество — в способности беспристрастно показать художественный срез эпохи, «без подверстывания истории под какое-либо одно направление» (тот же московский концептуализм). Для объективной исторической реконструкции специалисту важно не только знать то, что создавалось в мастерских на Сретенском бульваре или в бараках Лианозова, но и иметь представление, скажем, о выставочном движении под эгидой профсоюза Горкома графиков.

Игорь Пальмин. Леонид Талочкин развешивает картины во дворе особняка Эдмунда и Нины Стивенс. 22 июля 1970 года. Фото: Игорь Пальмин/Russian Art Archive Network
Игорь Пальмин. Леонид Талочкин развешивает картины во дворе особняка Эдмунда и Нины Стивенс. 22 июля 1970 года.
Фото: Игорь Пальмин/Russian Art Archive Network

Еще одна статья в каталоге, написанная Татьяной Вендельштейн, посвящена многочисленным портретам Талочкина, фотографическим и живописным. «Человек-айсберг» предстает на них то в несколько театрализованном образе «хранителя сокровищ и тайн андерграунда» — так его увидела художница Натта Конышева, то белобородым хиппи — это уже пародия Игоря Каменева на советский парадный портрет. Фотограф Игорь Пальмин запечатлел Талочкина во время работы кочегаром (кем ему только не приходилось трудиться, чтобы избежать статьи за тунеядство!), а у живописца Павла Каменева самый нерасчетливый из коллекционеров вдруг глядит на зрителя со стодолларовой купюры. Но, конечно, явственнее всего портрет Талочкина проступает, когда листаешь саму книгу. 

Самое читаемое:
1
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
Новый директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, возглавившая его после ухода Марины Лошак, рассказывает о своих ближайших планах и взглядах на развитие музея
27.03.2023
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова
21.03.2023
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
4
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
Живописный город на севере Израиля расположился на склонах горы Кармель. Чем он славен, кроме диковинных и немного китчевых Бахайских садов, и что стоит посмотреть в стороне от привычных туристических маршрутов
24.03.2023
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
7
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Избранные произведения советского андерграунда из собрания Наталии Опалевой приехали на выставку «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту»
02.03.2023
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+