18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Третьяковка перевесила ХХ век по-новому

В залах на Крымском Валу представили новую экспозицию отечественного искусства XX–XXI веков

Теперь для посетителей открыты все 38 залов постоянной экспозиции в Новой Третьяковке. Фото: Софья Багдасарова
Теперь для посетителей открыты все 38 залов постоянной экспозиции в Новой Третьяковке.
Фото: Софья Багдасарова

В здании Новой Третьяковки на Крымском Валу привычная развеска постоянной экспозиции искусства ХХ века с хрестоматийными полотнами подверглась изменениям, которые приятно порадуют любителей авангарда и советской живописи — как добавлением экспонатов из фондов, так и неожиданными сопоставлениями знакомых картин.

Процесс перекомпоновки постоянной экспозиции в Новой Третьяковке начали в первые месяцы локдауна, весной 2020 года, воспользовавшись закрытием музея для планового ремонта кровли (позже к нему прибавилась экстренная замена ливневого водоотвода). В августе прошлого года в первую группу залов, открывшихся после ремонта и смены экспозиции, вошли пространства, посвященные русскому авангарду с начала века и до Малевича включительно. Теперь пришла очередь анфилады, начинающейся с зала ОСТа и Дейнеки и заканчивающейся новейшими течениями. То есть речь идет о перетасовке всей постоянной экспозиции четвертого этажа (залы № 15–38).

Как рассказала нашему изданию Ирина Пронина, научный сотрудник отдела живописи первой половины ХХ века ГТГ и одна из авторов обновленной постоянной экспозиции, новая развеска является отчасти экспериментальной. Кураторам хотелось взглянуть на историю развития отечественного искусства свежим взглядом, для чего они занялись сопоставлением, казалось бы, несопоставимого, сочетанием официального и камерного. Так, «Будущие летчики» Александра Дейнеки соседствуют с «Судом народа» Соломона Никритина, а многоголовая «Первая конная армия» Александра Герасимова рифмуется со стеклянными банками в «Советских консервах» Бориса Яковлева. Неожиданные параллели и переклички доставят большое удовольствие тем, кто умеет их видеть.

Процесс перекомпоновки постоянной экспозиции в Новой Третьяковке начали еще весной 2020 года. Фото: Софья Багдасарова
Процесс перекомпоновки постоянной экспозиции в Новой Третьяковке начали еще весной 2020 года.
Фото: Софья Багдасарова

Советское парадное искусство, которое раньше занимало почетные пространства, теперь оказалось смещено, уступив главное место тем гонимым когда-то художникам, чье творчество сегодня мы начинаем ценить все больше и больше. Воспевание колхозного труда и военных подвигов стало второстепенным по сравнению с «Капустой» Павла Кузнецова, занявшей почетное место в зале № 28. Целый зал удалось выделить для совсем камерного и тихого искусства 1920–1930-х годов. Это работы Ростислава Барто, Ивана Безина, Юрия Васнецова, Нины Кашиной, Нины Симонович-Ефимовой, Антонины Софроновой и других. Собранные вместе, они создают ощущение отдельной выставки, в музее помельче ставшей бы хитом года.

Обновлению восприятия давно знакомых залов способствует то, что перемещению подверглась и скульптура. Ряд экспонатов, например «Футболисты» Иосифа Чайкова, которые находятся на реставрации, еще вернется, другие же пока отдыхают от наших взглядов. Так, азбучный бронзовый «Булыжник — орудие пролетариата» уступил место гигантскому деревянному тонированному «Тигру» 1944 года мало кому известного Исидора Фрих-Хара.

Ирина Пронина отдельно отметила появление в постоянной экспозиции деревянной скульптуры Дмитрия Цаплина «Встающий человек» (до 1924). Этот образец советского ар-деко попал в собрание Государственной Третьяковской галереи совсем недавно, и его приобретение и последующее появление в залах в музее считают отдельным достижением.

Дмитрий Цаплин. «Встающий человек». Фото: Софья Багдасарова
Дмитрий Цаплин. «Встающий человек».
Фото: Софья Багдасарова

Дополнительный неожиданный акцент новой экспозиции добавляют объекты Вячеслава Колейчука, равномерно распределенные почти по всем залам — таким образом ГТГ решила показать выставку его кинетического искусства. Взгляд сквозь бронзовую «Ленту Мебиуса» 1981 года на «двух вождей после дождя» («Сталин и Ворошилов в Кремле», 1938) придает полотну Александра Герасимова новые глубины. (Выставка «Вячеслав Колейчук. Живая линия. К 100-летию Второй весенней выставки ОБМОХУ» будет идти до 26 сентября.)

На переднем плане — «Невозможный объект: треугольник Пенроуза» Вячеслава Колейчука. Фото: Софья Багдасарова
На переднем плане — «Невозможный объект: треугольник Пенроуза» Вячеслава Колейчука.
Фото: Софья Багдасарова

Еще несколько временных элементов — это расширенные экспозиции Ефрема Зверькова и Ивана Чуйкова, которым выделили по залу в качестве альтернативы выставкам к 100-летию первого и памяти недавно умершего второго.

Раздел живописи второй половины ХХ века дополнительно расширен за счет произведений, отобранных Третьяковкой из перераспределенного между нею и РОСИЗО собрания Международной конфедерации союзов художников. Кое-что из них раньше мелькало на выставках, но сейчас корпус этих работ можно оценить гораздо внимательнее.

Отдел новейших течений показывает свои недавние приобретения, а пресс-служба музея подчеркивает, что в экспозиции были обновлены именные залы коллекционеров Владимира Некрасова и Леонида Талочкина. Таким образом, новая постоянная экспозиция ощущается как совокупность большого числа интересных и концептуальных выставок, поэтому любителям искусства, несомненно, захочется сюда возвращаться.

Самое читаемое:
1
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
2
«Черный квадрат» и Нукусский музей на гастролях в «ГЭС-2»
Дом культуры «ГЭС-2» объявил о планах на 2024 год. Кураторы Зельфира Трегулова и Франческо Бонами работают над проектом «Образ и пространство», также готовится выставка из коллекции Государственного музея искусств имени И.В.Савицкого в Нукусе
04.12.2023
«Черный квадрат» и Нукусский музей на гастролях в «ГЭС-2»
3
«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев
Экспонаты выставки «Крым: золото и тайны Черного моря», проходившей в Нидерландах в 2014 году, стали предметом многолетнего судебного разбирательства, которое завершилось в пользу Украины
27.11.2023
«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев
4
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
5
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
6
Роль личности в истории: к юбилею Василия Сурикова
175-летие художника Государственный Русский музей отмечает выставкой, в которую вошло 120 картин, акварелей и рисунков абсолютного классика отечественного искусства, художника из букварей, популярных брошюр о русской истории и учебников по живописи
07.12.2023
Роль личности в истории: к юбилею Василия Сурикова
7
Перебирая модные вещи из гардероба Джейн Остин
В переписке знаменитой английской писательницы с сестрой Кассандрой раскрываются ее вкусы в одежде и навыки повседневной экономии. Историк моды Хилари Дэвидсон на основе этих писем разворачивает картину женской жизни в конце XVIII — начале XIX века
17.11.2023
Перебирая модные вещи из гардероба Джейн Остин
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+