18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Музеи Кремля планируют показать выставку про фальсификацию материальной истории

Так называемый трон царя Ивана IV Грозного, на самом деле изготовленный позднее и, возможно, для Марины Мнишек. Фото: Валентин Черединцев /Фотохроника ТАСС
Так называемый трон царя Ивана IV Грозного, на самом деле изготовленный позднее и, возможно, для Марины Мнишек.
Фото: Валентин Черединцев /Фотохроника ТАСС

Музеи Московского Кремля переверстали выставочные планы и готовятся к открытию своего нового пространства в Средних торговых рядах на Красной площади

Как рассказала директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина, им, как и другим коллегам-музейщикам, пришлось менять выставочные планы и готовить новые проекты в связи с изменившейся геополитической обстановкой. «Планы на 2023 год нам пришлось срочно менять», — сообщила Гагарина на пресс-конференции. В итоге музей подготовил две выставки, которые связаны с российской историей.

«Одна из них посвящена русским святым воинам, заступникам государей. Это выставка, которую мы делали для Ватикана и которую решили показать сейчас», — пояснила Гагарина.

Вторая готовящаяся выставка называется «Легендарные реликвии Оружейной палаты». Она повествует о том, как русская монархия за неимением подлинных исторических артефактов романтизировала происхождение хранящихся в казне реликвий и приписывала их важным историческим фигурам. Первая волна такого «пиара» связана с эпохой Софьи Палеолог, когда, благодаря женитьбе Ивана III на византийской царевне, Москва стала «Третьим Римом», центром мирового православия. В этот период был создан ряд легенд, поддерживающих политическую и теологическую преемственность Руси от Византии, и множество предметов «приобрели» историю, прослеживающую их создание и принадлежность ключевым историческим личностям. Вторая волна подобных фальсификаций пришлась на XIX век со всплеском интереса к древней российской истории. Впоследствии историки Новейшего времени были вынуждены эти легендарные атрибуции опровергать. «Мы объясним, с какой целью одни вещи выдавались за другие, как и почему это делалось», — отметила Елена Гагарина.

Ближайшим проектом в Музеях Кремля станет историческая выставка «К 100-летию образования СССР: Чичерин и советская дипломатия» (с 7 октября 2022 года по 8 января 2023 года), рассказывающая о том, как глава внешнеполитического ведомства выводил молодое советское государство на международную арену. В числе экспонатов — идеально сохранившаяся красноармейская военная форма Георгия Чичерина, подарки зарубежных делегаций, агитфарфор, живопись и графика.

Пасхальное яйцо с моделью крейсера «Память Азова». Фирма Карла Фаберже. 1891. Фото: Музеи Московского Кремля
Пасхальное яйцо с моделью крейсера «Память Азова». Фирма Карла Фаберже. 1891.
Фото: Музеи Московского Кремля

Что касается регионов, то ближайший проект — выставка «Карл Фаберже и русские ювелиры XIX–XXI веков» — откроется в челябинском Государственном историческом музее Южного Урала (с 19 октября 2022 года по 15 января 2023 года). «Мы начинаем ее с изделий фирмы Фаберже и ювелиров, которые работали в то же время, и заканчиваем произведениями современного ювелирного искусства, — сказала Елена Гагарина. — Это очень большая выставка, примерно 400 предметов».

В сентябре 2023 года в Хабаровском краевом музее им. Н.И. Гродекова пройдет выставка «Александр II: Освободитель и реформатор», посвященная деятельности этого императора. В это же время во Владивостоке Музеи Московского Кремля планируют показать выставку «Покорители морей и дары океанов». Проект расскажет о том, как люди разных эпох изображали покорение водных пространств. Самые ранние экспонаты — немецкие кубки XVII века с морскими божествами. Выставка представит также многие аспекты жизни моряков и закончится повествованием о знаменитом путешествии на Восток цесаревича Николая Александровича, будущего императора Николая II, в которое он отправился на яхте «Память Азова». В память о нем фирма Фаберже создала одноименное яйцо, которое также собираются представить в экспозиции.

Не так давно на выставке «Фаберже. От романтики до революции» в Музее Виктории и Альберта в Лондоне гастролировали три других яйца из коллекции Музеев Московского Кремля. Однако сейчас речи о межмузейных обменах идти не может. Во-первых, как напомнила Елена Гагарина, Министерство культуры РФ наложило запрет на вывоз музейных экспонатов из страны сроком на один год (он истекает в марте 2023-го). Во-вторых, прекращено сотрудничество с так называемыми недружественными странами. Поэтому, когда станет возможно (предположительно, в будущем году), контакты насчет совместных выставок могут возобновиться с музеями Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.

Проектное решение нового пространства Музеев Московского Кремля в Средних рядах. Рендер: mos.ru
Проектное решение нового пространства Музеев Московского Кремля в Средних рядах. Рендер: mos.ru

Текущая ситуация сказывается и на уже запущенных проектах, в частности строительстве нового музейного пространства в Средних торговых рядах. Само оно идет по плану, и завершить его рассчитывают к концу 2023 года. Однако, как констатировала директор Музеев Кремля, «количество препятствий с каждым днем возрастает». «У нас большая проблема с витринами, которые необходимы для того, чтобы мы могли закончить интерьеры нашего здания и подготовить их к приему экспонатов. Поскольку витрины изготавливались в Великобритании, эту работу довольно сложно продолжать. Мы взяли небольшую паузу и сейчас решаем, каким образом этот процесс будет происходить дальше», — рассказала она. Как сообщалось ранее, открыть здание планируется в 2025 году.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+