18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Новое пространство Музеев Московского Кремля откроется в 2022 году

В Средних торговых рядах на Красной площади полным ходом идет грандиозная реставрация, после завершения которой Музеи Московского Кремля перевезут экспонаты из-за Кремлевской стены и сделают их доступнее

Средние торговые ряды на Красной площади, возведенные в конце XIX века по проекту Романа Клейна и в статусе памятника федерального значения переданные в 2012 году Музеям Московского Кремля взамен отмененной стройки на Боровицком холме, переживают самую грандиозную переделку с момента своей постройки.

Фасады здания в стиле историзм сохранены и уже приведены в порядок. Внутренности комплекса были утрачены за годы советской власти и в ходе более поздних перестроек, когда им поочередно владели Министерство обороны, инвесторы гостиничного комплекса и Федеральная служба охраны, и на деле это облегчило проектирование, так как отпала необходимость сохранять исторический облик интерьеров. Несмотря на то что фасады Средних торговых рядов, выходящие на Красную площадь и поэтому считающиеся всемирным наследием ЮНЕСКО, относятся к стилю историзм, внутренняя отделка обновленного здания будет нейтральной, безо всяких стилистических изысков.

Во внутреннем дворе, на месте снесенных в 2000-х годах прежними собственниками построек, Музеи Московского Кремля и архитектурное бюро «Меганом» совместно с Nowadays придумали возвести совершенно новое, современное здание, которое по высоте будет равняться историческому корпусу и вдобавок иметь три подземных этажа. В настоящее время подземный цикл работ уже выполнен, а вот надземная часть нового корпуса возведена примерно наполовину.

Под землей планируется разместить депозитарий Музеев Московского Кремля, куда переедут фонды. Помимо него, в новом корпусе будет большой лекционный зал, экскурсионное бюро, гардероб, другие дополнительные службы музея. Они займут первый этаж — на втором откроются выставочные залы. Надземными переходами залы будут соединены с экспозиционными площадями старинных торговых рядов, так что посетители смогут плавно переходить из одной части музея в другую, почти не замечая разницы между исторической и новой.

Директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина рассказала журналистам о том, что будет в стенах нового комплекса. Из ее слов следует, что сюда фактически переместится вся активная музейная жизнь, включая реставрационные мастерские (они расположатся на самом последнем этаже), библиотеку, рабочие кабинеты хранителей, прежде теснившиеся на территории Кремля. Таким образом, внутри древней крепости освободится много помещений. Музей планирует их отреставрировать и открыть для посещения. К примеру, в Патриаршем дворце, где сейчас проходят временные выставки, будет устроена постоянная экспозиция о патриаршестве в России, а в Филаретовой пристройке колокольни «Иван Великий» восстановят интерьер церкви Николы Гостунского.

К открытию, запланированному на 2022 год, музей не готовит никаких международных выставочных проектов, в залах нового корпуса разместят свои, кремлевские вещи. В Оружейной палате экспозиция, разумеется, сохранится — там оставят коронационные регалии, а также кареты (из-за их громоздкости). Однако ее помещения также необходимо отреставрировать. Так что Средние торговые ряды откроются показом вещей из Оружейной палаты, которые будут находиться там, пока здание внутри Кремля будут приводить в порядок.

Тем временем строители трудятся над возведением нового комплекса, а сотрудники ММК заняты подготовкой постоянной экспозиции. Большой объем работы достался реставраторам. Ведь сегодня, по причине тесноты исторических зданий и отсутствия нормального выставочного зала, из своих 160 тыс. единиц хранения музей может выставлять около 20%. С появлением нового комплекса, площадь которого составит 80 тыс. кв. м, ситуация радикально изменится. Музей сможет показать множество предметов, которые в постоянной экспозиции не выставлялись никогда. Реставраторы приводят в порядок крупноформатные шпалеры (для них физически не могло найтись места на стенах Оружейной палаты), а также собирают из деталей огромные серебряные люстры, которые невозможно было повесить под низкими сводами древнерусских палат. В просторных анфиладах Средних торговых рядов, которые еще больше, чем соседнее здание ГУМа, они, наоборот, будут смотреться весьма уместно.

Огромные пространства, куда переедет вечно теснящийся музей с богатейшей коллекцией, явно вдохновляют его сотрудников. И продумывание будущей постоянной экспозиции идет параллельно со строительными работами. Например, над тем, что и как разместить в витринах «Серебряного зала», музейщики размышляли около года. В итоге огромное двусветное пространство вместит практически всю серебряную посуду и другие посольские дары, хранящиеся в Кремле с царских времен. Еще один зал будет посвящен придворной культуре Российской империи. Здесь впервые полностью смогут показать гардероб юноши-царя Петра II, оставшийся в Кремле из-за его смерти в Москве.

Другой пример. В Оружейной палате Фаберже посвящена всего одна витрина — теперь же изделиям знаменитой фирмы отведут гораздо больше места. (Кстати, отвечая на вопрос, насколько хорошо будет охраняться новый музей, директор ответила, что этим будут заниматься особенно тщательно.) В новых залах можно будет развернуть полноценную коллекцию знамен, доспехов, оружия — всех тех предметов, которые обычно оставались в фондах. Наконец, Музеи Кремля смогут показать свою коллекцию византийских древностей — прежде так полно ее удавалось увидеть лишь на редких выставках.

Помимо увеличения выставочного пространства, у переезда есть и другие преимущества, ведь музей выйдет за стены режимного объекта и станет более доступным для посетителей. Вход в него устроят с Красной площади, рядом с Покровским собором. Сегодня ММК принимают 2,7 млн туристов в год. По мнению директора, после открытия нового здания их количество может вырасти вдвое. 

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
3
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
4
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
5
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
Экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, которые по документам восстанавливали принадлежность экспонатов к собранию старшего из братьев-коллекционеров
18.10.2024
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
6
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
Перед выставкой в лондонской Галерее Курто отреставрировали картину Клода Моне из серии «Мост Чаринг-Кросс», которая долгие годы висела в гостиной Уинстона Черчилля. Она впервые покинула стены его поместья
17.10.2024
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
7
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+