18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

От импрессионистов до Матисса и Пикассо: выбор Щукина, версия Эрмитажа

Фрагмент экспозиции «Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина». Фото: Государственный Эрмитаж
Фрагмент экспозиции «Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина».
Фото: Государственный Эрмитаж

Последняя попытка временно реконструировать коллекцию Сергея Щукина предпринята в Петербурге

Выставка «Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина» в петербургском Манеже Малого Эрмитажа кардинально отличается от уже показанных ранее экспозиций в парижском Фонде Louis Vuitton (2017) и в Пушкинском музее в Москве (2019). Куратор французской выставки Анна Бальдассари показала, помимо ударных хитов собрания, и то, с чего Щукин начинал коллекционировать, а также дополнила экспозицию произведениями русского авангарда — которого могло и не случиться, если бы в Москве не появилась столь радикальная коллекция передового французского искусства, к тому же доступная для публики (к Щукину можно было записаться на экскурсию посмотреть собрание). Московская версия выставки рассказывала о коллекции Сергея Щукина в сопоставлении с собраниями его братьев Дмитрия, Ивана и Петра, а также останавливалась на обстоятельствах дальнейшей национализации, а потом и раздела произведений искусства между Москвой и Ленинградом.

Нынешний, завершающий трилогию, проект в Эрмитаже предельно лаконичен и построен на довольно простом приеме организации экспозиции — реконструкции, оттого и ценен.

Здесь представлены только произведения из коллекции западного искусства Сергея Щукина, а схема расположения экспонатов — пусть и условно — напоминает развеску в московском особняке коллекционера. Опять же, все это с оговорками. Во-первых, пространство эрмитажного Манежа с его высокими сводами максимально не похоже на купеческий особняк с небольшими залами, лепниной и каминами. Во-вторых, цвет стен часто кардинально отличается от той гаммы, которая была у Щукина (обои из тисненной кожи, фисташковые стены и розовые плафоны, вишневые ковры — всего этого на выставке, разумеется, нет). В-третьих, картины в Манеже развешаны непривычно плотно по меркам современного экспозиционного дизайна, но все-таки очень просторно, даже вольготно, по сравнению с тем, как они жались друг к другу — поверх лепнины, десюдепортов и каминов — в доме Щукина. Наконец, некоторые работы заменены фотографиями в натуральную величину, но подчеркнуто черно-белыми. Они висят на местах, определенных им когда-то коллекционером, взамен подлинников, оставшихся в родных музейных стенах. Подозревать здесь злой умысел, вспоминая о том, как произвольно разделенные когда-то по государственной воле между Эрмитажем и Пушкинским коллекции Щукина и Морозова чуть не поссорили два великих музея, не стоит. В Манеж Малого Эрмитажа не отпустили из-за их хрупкости не только виды руанского собора Клода Моне из ГМИИ, но и, например, «Двух сестер» Пабло Пикассо из расположенного напротив Главного штаба самого Эрмитажа.

И все-таки эффект от выставки ошеломительный.

Не только потому, что в одном месте и столь концентрированно представлены шедевры, мировая классика ХХ века: 30 работ Анри Матисса, 40 картин Пабло Пикассо, почти в точности воспроизведенный «иконостас» Поля Гогена, а также с детства знакомые, хрестоматийные вещи Клода Моне, Поля Сезанна и Винсента ван Гога. Всего удалось собрать вместе 150 произведений из щукинской коллекции, по всей видимости — как бы драматично это ни звучало — в последний раз, так как состояние сохранности многих экспонатов едва ли позволит когда-либо еще повторить этот эксперимент. Большинство работ и так давно «невыездные», исключение было сделано лишь для Фонда Louis Vuitton, основатель которого Бернар Арно лично содействовал тому, чтобы произведения искусства из коллекции Щукина и Морозова на время были объединены, и участвовал в переговорах с российскими музейщиками.

Фрагмент экспозиции «Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина». Фото: Государственный Эрмитаж
Фрагмент экспозиции «Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина».
Фото: Государственный Эрмитаж

Слова «реконструкция» или «воссоздание» действительно очень точно подходят к петербургской итерации щукинской выставки. В 1914 году экспозиция в залах особняка на Знаменке была скрупулезно отснята фотографом Павлом Орловым, был подготовлен подробный каталог с описаниями, к этому моменту было завершено и формирование коллекции — дальнейшему пополнению помешали сперва Первая мировая война, а затем революция. Именно на основании архивных фотографий, запечатлевших развеску в особняке коллекционера, кураторы нынешней экспозиции — заместитель заведующего отделом западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа Михаил Дединкин и научный сотрудник того же отдела Ольга Леонтьева — выстроили план выставки. Он, кстати, схематично представлен прямо при входе, рядом с планом особняка Щукина, и там уже видно, что основные элементы — Музыкальный салон, Розовую гостиную, Большую столовую, комнату Пикассо и кабинет Сезанна — кураторы постарались повторить, пусть и нарушив последовательность залов. Судить, насколько достоверной получилась реконструкция в Эрмитаже, можно, сравнив экспозицию с помещенными здесь же увеличенными репродукциями оригинальных фотографий соответствующих помещений, а также слайд-шоу, где картины на черно-белых фото даже раскрашены.

Важный факт, объясняющий, почему та самая развеска в особняке Щукина имеет особое значение: это не просто прихоть владельца, хотя и тут ход мыслей коллекционера с его знаменитым чутьем на искусство будущего, был бы интересен, — в 1911 году по приглашению Щукина в Москву приезжал Матисс и сам занимался развеской картин в доме.

Самое смелое и эффектное экспозиционное решение Щукина — Матисса — знаменитые панно «Танец» и «Музыка», написанные для большой лестницы особняка, — не было запечатлено на фото и трудно поддается воссозданию. На эрмитажной выставке монументальные полотна заняли центральное место и видны почти из любой точки экспозиции, но, конечно же, расположены совсем не так, как их когда-то видел сам Щукин, его семья и их гости.

Фрагмент экспозиции «Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина». Фото: Государственный Эрмитаж
Фрагмент экспозиции «Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина».
Фото: Государственный Эрмитаж

Открывается выставка пространством, воспроизводящим экспозицию Музыкального салона, где представлены импрессионисты: Клод Моне, Камиль Писсарро, Альфред Сислей, менее известные Морис Лобр и Шарль Герен, а также намечающий будущие художественные потрясения «Букет» Поля Сезанна. Это однозначно самый традиционный раздел выставки и, соответственно, зал щукинской экспозиции. Строго напротив — Розовая гостиная, центральное помещение особняка, оформлением которого занимался лично Матисс. С двух сторон на зрителей смотрят марокканцы Зора и Амид, в центре — «Натюрморт с восточным ковром», «Золотые рыбки» и другие матиссовские работы, бьющие наотмашь мощными цветовыми контрастами. Каждый следующий зал радикальнее предыдущего даже для сегодняшнего зрителя, а что чувствовали современники Щукина, остается только догадываться. Вслед за Розовой гостиной Матисса — зал Гогена и Большая столовая со знаменитым «иконостасом». Наискосок от гостиной — комната Пабло Пикассо, где живопись «голубого» и «розового» периодов перемежается кубизмом в его же исполнении, а также Жоржа Брака и примитивистскими картинами Анри Руссо. В центре ее выставлены африканские статуэтки, которые Щукин тоже приобретал, четко уловив силу их воздействия на становление стиля гениального испанца. Как и в особняке на Знаменке, полотна Пикассо заключены в одно из самых скромных по размеру помещений, где картины были развешаны иногда в три ряда, и такая концентрация модернистского искусства почти шокирует. Название следующей комнаты, кабинет Сезанна, напротив, условно: тут не только работы «отшельника из Экса», но и произведения Огюста Ренуара, Эдгара Дега, Андре Дерена и Анри Руссо. У Щукина это помещение играло роль запасника, но, по утверждению кураторов, своя логика существует и в этой развеске, ведь «коллекционер не мог не ощущать глубинную связь искусства Дерена и Руссо с живописью Сезанна, их великого предшественника».

Фрагмент экспозиции «Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина». Фото: Государственный Эрмитаж
Фрагмент экспозиции «Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина».
Фото: Государственный Эрмитаж

Покидая выставку, стоит задержаться у слайд-шоу, где наряду с уже знакомыми фотографиями залов особняка на Знаменке демонстрируются кадры из семейного архива: фотопортреты родителей коллекционера, его братьев, общее фото с детьми, Щукин с семьей в Венеции, они с женой на слонах путешествуют по Индии, запечатлены на верблюдах на фоне пирамид. Кадры красивой жизни Belle Époque, где семейные драмы надежно замаскированы атрибутами успеха и роскоши и, кажется, ничто не выдает в этом скромном господине самого прозорливого ценителя нового искусства. Остается только гадать, как ему удалось почувствовать, каким будет искусство будущего.

Манеж Малого Эрмитажа
«Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина»
До 30 октября

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+