18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год

Скульптуры каскада «Золотая гора» в музее-заповеднике «Петергоф». Фото: Роман Пименов/ТАСС
Скульптуры каскада «Золотая гора» в музее-заповеднике «Петергоф».
Фото: Роман Пименов/ТАСС
№102, июнь 2022
№102
Материал из газеты

Музейная реальность, данная нам в сравнительных ощущениях: подъем на фоне спада, сдержанный оптимизм и неизвестность впереди. Плюс таблицы лидеров: куда больше всего ходили и на что больше всего смотрели в прошедшем году

Каждый раз, когда мы публикуем наш ежегодный рейтинг музейной посещаемости, мы пытаемся выделить важнейшие факторы, повлиявшие на статистику в целом. Как и в прошлый раз, в 2021 году важнейшим фактором воздействия на статистику оставалась пандемия коронавируса. Сейчас уже немного странно вспоминать, что именно эта напасть мешала нам нормально жить больше всего остального, но факт остается фактом. Особенно наглядно он предстает в ретроспективе трех последних лет. В сводной таблице по российским музеям мы даем абсолютные цифры за 2021 год, сопроводив их процентами изменения посещаемости по сравнению с 2020-м и 2019-м — периодами максимального упадка и допандемийного благополучия соответственно.

Разумеется, 2021 год оказался в России гораздо менее сокрушительным для музейной сферы, чем предыдущий. Во всех аспектах, в том числе в части привлечения массовой ауди­тории. Для прошлого года уже не были характерны длительные локдауны (хотя многие наши респонденты не преминули пожаловаться на то, что карантин, объявленный на январских каникулах 2021-го в столице и ряде других мест, нанес ощутимый удар по музейной экономике). Простоев из-за пандемии случалось все-таки немного, а в некоторых регионах их даже не было вовсе.

Выставка «Атомная Леда и другие образы Гала» в Музее Фаберже (Санкт-Петербург). Фото: Музей Фаберже
Выставка «Атомная Леда и другие образы Гала» в Музее Фаберже (Санкт-Петербург).
Фото: Музей Фаберже

Однако негативное воздействие оказывали другие, «побочные» явления. Повсеместные и обязательные QR-коды, ограничения по заполняемости залов и числу экскурсантов в группах, необходимость приобретения электронных билетов строго по сеансам, отмена массовых мероприятий — все это, по отдельности и в совокупности, не способствовало активному притоку публики. Так что усредненная статистическая модель такова: большинство отечественных музеев, опрошенных нашим изданием, демонстрирует заметный рост посещаемости в сравнении с 2020 годом и некоторый спад ее же относительно 2019-го. Отступления от этой схемы встречаются, но выглядят исключениями из правила.

Так или иначе, предпринятые в России антиковидные меры, хотя и воспринимались нами как чуть ли не драконовские, все же оказались в сумме более мягкими, чем во многих других странах. Для большинства зарубежных музеев затяжные локдауны оставались суровой реальностью на протяжении всего 2021 года. Что отразилось на мировом рейтинге, который был опубликован в майском номере The Art Newspaper Russia. Комментируя эти результаты, мы писали о сенсационных показателях российских институций. Сразу восемь из них вошли в топ-150 самых посещаемых музеев планеты, причем Государственный Русский музей занял вторую строчку в рейтинге, сразу после Лувра, а Мультимедиа Арт Музей, Москва оказался на третьем месте. Не умаляя героических заслуг наших коллег, отметим все же, что такой рывок в международном чарте вряд ли был бы возможен при общем для всех равенстве условий. Впрочем, где и когда оно в принципе бывает, пресловутое равенство?

Выставка «Тень души, но заостренней чуть» в Мультимедиа Арт Музее, Москва. Фото: МАММ
Выставка «Тень души, но заостренней чуть» в Мультимедиа Арт Музее, Москва.
Фото: МАММ

В отечественном рейтинге, кстати говоря, лидирующая группа выглядит не совсем так, как в международном. Первые три позиции занимают музеи-заповедники и музеи-памятники, отчеты которых не рассматривались при составлении глобального списка. Присутствуют у нас в топ-50 и другие институции, не отмеченные на интернацио­нальном уровне, но честно заработавшие свои цифры посещаемости. Среди этих музеев немало региональных.

Пандемию никто, естественно, не воспринимал в качестве подарка судьбы, однако, помимо очевидных минусов, в той ситуации обнаружились и некоторые плюсы. Одним из них оказался рост внутреннего туризма, пусть отчасти и вынужденный. Для мегамузеев обеих столиц (и для нескольких крупных туристических центров в регионах) прибавление числа посетителей-соотечественников вряд ли компенсировало почти полное отсутствие иностранцев, а вот заведения калибром помельче приток заезжих россиян вполне оценили. Например, из Ясной Поляны нам сообщили, что усадьба Льва Толстого стала «одним из наиболее популярных и востребованных мест» именно у отечественных туристов, благодаря чему музею в 2021 году «удалось выйти на показатели, которые были до пандемии». К выгодам, которые многие музеи сумели извлечь для себя из коронавирусного бедствия, можно отнести и радикальный, качественный скачок в сфере продвижения интернет-проектов и виртуальной коммуникации с широкой аудиторией — об этом нередко говорилось в ходе нашего опроса.

Мечеть «Кул-Шариф» в Казанском кремле. Фото: Михаил Марковский/Фотобанк Лори
Мечеть «Кул-Шариф» в Казанском кремле.
Фото: Михаил Марковский/Фотобанк Лори

Если интернет-активность почти у всех заметно возросла, то в части организации офлайновых выставок дела шли далеко не так гладко. Хотя межмузейная логистика внутри страны, изрядно пострадавшая в 2020-м, на следующий год начала постепенно восстанавливаться, все же турбулентность не исчезала, проблем возникало много, так что совместных, обменных или просто гастрольных проектов мы явно недосчитались. Про международные блокбастеры и говорить нечего — впрочем, нельзя не вспомнить отдельные яркие проекты, которые очень украсили прошлогоднюю всероссийскую афишу. Например, выставка «Искусство Средневековья. Шедевры из собрания Национальной галереи Умбрии», прошедшая в Государственном Эрмитаже, заняла третью позицию в рейтинге выставок (его мы традиционно публикуем отдельной таблицей). Чрезвычайно высокой посещаемостью отличалась и ретроспектива Михаила Врубеля в Государственной Третьяковской галерее. Проект этот, хотя и был международным лишь в небольшой своей части, стал образцом того, как надо собирать сложные монографические пазлы в не самых благоприятных обстоятельствах.

Посетительница на выставке «Михаил Врубель» в Новой Третьяковке. Фото: Дмитрий Коробейников/ТАСС
Посетительница на выставке «Михаил Врубель» в Новой Третьяковке.
Фото: Дмитрий Коробейников/ТАСС

Резюмируя прошлогоднюю выставочную жизнь, попробуем использовать название экспозиции художника Валерия Чтака в Мультимедиа Арт Музее — «Могло бы быть гораздо хуже». Хотя такой слоган, пожалуй, может пригодиться и в будущем. 


Рейтинг посещаемости российских музеев за 2021 год

Рейтинг посещаемости российских художественных выставок за 2021 год

Рейтинг подготовили Ирина Джумаева, Татьяна Маркина, Дмитрий Смолев, Азиза Тахирова

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
6
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
7
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+