18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Рейтинг посещаемости музеев мира: Россия поднялась в лидеры

В течение последних десяти лет Лувр неизменно остается самым успешным музеем мира. Фото: Michael Fouser
В течение последних десяти лет Лувр неизменно остается самым успешным музеем мира.
Фото: Michael Fouser
№101, май 2022
№101
Материал из газеты

Рейтинг посещаемости музеев мира в 2021 году показывает, что менее строгий карантин привел к возрождению интереса к культуре, что новые музеи привлекают много публики, а также что британские институции ослабили позиции, а русские — укрепили

Они наконец пробуждаются. Или в это хочется верить. Нет, 2021 год тоже не был подарком: появились новые штаммы коронавируса и по всему миру для борьбы с ними развернули масштабные программы вакцинации. Однако люди снова начали ходить на выставки.

В целом количество посетителей у музеев выросло: 100 главных институций мира в  общей сложности привлекли 71 млн человек — по сравнению с 54 млн в 2020-м. Это случилось не потому, что пандемия отступила (в 2021 году во всем мире зафиксировано больше смертей от коронавируса, чем в 2020-м), — просто после отмены ковидных ограничений музеи были открыты суммарно больше дней в году. Хотя число посетителей по сравнению с прошлым годом выросло на 31%, общий показатель все же оказался на 69% ниже, чем в допандемийном 2019 году, когда топ-100 музеев мира собрал 230 млн человек.

Парижский Лувр неизменно возглавляет наш рейтинг. Этот музей посетили впечатляющие 2,8 млн гостей, что на 5% больше, чем в 2020 году, но все еще намного меньше допандемийного показателя. Так, в 2019 году он составил 9,6 млн человек.

На втором месте оказался Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге, который посетило почти 2,3 млн человек, что на 88% больше, чем в 2020 году, и всего на 6% меньше, чем до пандемии. Музей, в котором хранится огромная коллекция русского искусства, из-за коронавируса был недоступен для публики всего 10 дней — по сравнению с 116 днями у Лувра.

Проект «Тень души, но заостренней чуть» помог Мультимедиа Арт Музею, Москва вернуть всех утерянных в пандемию поклонников. Фото: MAMM
Проект «Тень души, но заостренней чуть» помог Мультимедиа Арт Музею, Москва вернуть всех утерянных в пандемию поклонников.
Фото: MAMM

В доковидные времена «серебро» нашего рейтинга часто доставалось пекинскому Национальному музею Китая, однако он и еще несколько государственных музеев Поднебесной не смогли предоставить нам данные в этом году, решив раскрыть их позже.

Четыре российских музея (помимо Русского, это Государственный Эрмитаж, Государственная Третьяковская галерея и Мультимедиа Арт Музей, Москва) попали в первую десятку в значительной степени благодаря тому, что закрывались на меньшее количество дней, чем их конкуренты из топ-20. И уж наверняка изоляция России, устроенная Западом после спецоперации на Украине, драматически повлияет на количество посетителей в этом году и, возможно, еще на несколько лет. Тем не менее иностранный турпоток в Россию в 2021 году оставался значительно ниже допандемийного уровня, так что падение может оказаться не таким резким, как могло бы быть. Придется подождать данных в следующем году, чтобы оценить ситуацию.

Подробности
Российские музеи в зарубежном рейтинге

Ежегодный мировой рейтинг The Art Newspaper — 2021 подарил сенсацию. Четыре российских музея вошли в топ-10 самых посещаемых музеев мира, в тройке лидеров оказались Государственный Русский музей и Мультимедиа Арт Музей, Москва, а всего в сотне самых успешных, по подсчетам наших английских коллег, восемь российских институций. Это Государственный Эрмитаж (6-е место, 1649443 посетителей за год), Государственная Третьяковская галерея (9-е место, 1580819 посетителей), Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (28-е место, 766326 посетителей), Музеи Московского Кремля (44-е место, 578000 посетителей), петербургский Музей Фаберже (67-е место, 420000 посетителей) и Музей современного искусства «Гараж» (71-е место, 408057).

Рейтинг посещаемости самых успешных российских музеев и выставок по версии The Art Newspaper Russia мы представим в июне.

Еще…

Локдауны ударили по Европе

Из более чем 370 музеев, которые смогли предоставить нам данные, 300 указали, на сколько дней им пришлось закрыться из-за пандемии. Общее число «потерянных» дней для этих институций по всему миру составило более 31 тыс., то есть почти 86 лет! Для 300 музеев, которым пришлось закрываться из-за ограничений в 2021 году, в среднем общая длительность карантина составила 106 дней — по сравнению с 145 днями в 2020-м.

Анализируя данные (выборка из 200 музеев), мы выяснили, что у 72% институций в 2021 году оказалось больше посетителей, чем в 2020-м, а у 28% — меньше. Несмотря на то что в 2021 году география музеев, которые оказались в худшем положении, чем годом ранее, расширилась (можно привести примеры из любой точки мира — от Австрии до Австралии, от США до ОАЭ), основная часть пострадавших приходится на Европу, особенно на такие страны, как Великобритания, Германия и Нидерланды. В частности, сильно досталось Нидерландам: там музеи были закрыты в среднем 150 дней в 2021 году, в то время как в Великобритании — 139 дней, а в Германии — 138.

Подвиньтесь, пришли новички

Теоретически пандемия не лучшее время для открытия нового музея, но несколько институций по всему миру пошли на риск и не прогадали.

Берлинский Форум Гумбольдта ворвался в наш топ-150. Долгожданный проект открылся 20 июля после многочисленных задержек — сначала проблем со строительством, потом ковида. Хотя музей работал лишь полгода, посещаемость у него уже очень впечатляющая — 515 тыс. человек, которых привлекли как культурные мероприятия, так и дебютная выставка «Ужасная красота. Слон — человек — слоновая кость». Еще один долгожданный музей, но уже в Париже, Торговая биржа — Коллекция Пино, отчитался о почти 509 тыс. гостей.

Долгожданный музей Франсуа Пино в Париже сразу же добавил городу полмиллиона выставочных человеко-часов. Фото: Marc Domage
Долгожданный музей Франсуа Пино в Париже сразу же добавил городу полмиллиона выставочных человеко-часов.
Фото: Marc Domage

Построенный по проекту Жана Нувеля Художественный музей Пудун в Шанхае, который по ряду дебютных выставок и проектов консультируют специалисты из Тейт, открылся тоже в июле и принял 450 тыс. посетителей. Музей M+ в Гонконге, чьего открытия ждали несколько лет, наконец заработал в ноябре, и там за остаток года побывало 371 тыс. (!) человек.

Британские музеи в хвосте

Что касается Великобритании, то самым посещаемым художественным музеем в стране оказался Британский музей: в нем побывало 1,3 млн человек, что на 4% больше, чем в 2020 году. Музей тоже был открыт больше дней, но это все же намного скромнее 6,2 млн посетителей в 2019-м. Самая популярная выставка была посвящена римскому императору Нерону, а еще неожиданно хитом стала небольшая экспозиция недавно обнаруженных рисунков японского классика Хокусая, автора знаменитой «Большой волны в Канагаве».

Более чем у половины музеев по всей Великобритании общее число посетителей в 2021 году оказалось выше, чем в 2020-м. От Хантерианского музея в Глазго (прирост на 82%) и Балтийского центра современного искусства в Гейтсхеде (57%) на севере до Тейт в Сент-Айвзе (43%) и Оксфордского музея современного искусства (5%) на юге.

Выставка, посвященная Нерону, была одной из самых популярных в Британском музее. Фото: Lombaert studio/British Museum
Выставка, посвященная Нерону, была одной из самых популярных в Британском музее.
Фото: Lombaert studio/British Museum

Однако в 2021 году несколько институций зафиксировали более низкие показатели, чем в 2020 году, прежде всего Национальная галерея. По сравнению с другими крупными музеями Лондона ее посещаемость упала больше всего, несмотря на то что она была закрыта на такое же количество дней (136), как и другие известные музеи — тот же Британский или две галереи Тейт. В прошлом году Национальную галерею посетило 709 тыс. человек, а количество посетителей снизилось на 41% по сравнению с 2020 годом и на 88% по сравнению с 2019-м. Представитель музея объяснил такой обвал отсутствием крупных выставок на протяжении большей части 2021 года и иностранных туристов (хотя с последним фактором приходилось мириться всем крупным лондонским музеям).

Выставка «Арт-клуб Грейсона Перри» в Манчестерской художественной галерее. Фото: Manchester Art Gallery
Выставка «Арт-клуб Грейсона Перри» в Манчестерской художественной галерее.
Фото: Manchester Art Gallery

Одной из самых популярных выставок в Британии в прошлом году — по общему количеству посетителей, а не по числу гостей в день — стал «Арт-клуб Грейсона Перри» в Манчестерской художественной галерее. Вход был свободный, экспозиция включала работы из телешоу Перри на Channel 4, где призывали художников со всей Великобритании — любителей и профессионалов — творить в карантине. Выставку в итоге посетило более 202 тыс. человек — шли посмотреть на работы таких звезд, как Энтони Гормли и Шанталь Джофф, а также актеров Ноэля Филдинга и Джо Лайсетта.

Все в MoMA!

В тройке самых посещаемых художественных музеев США обошлось без сюрпризов: Метрополитен-музей в Нью-Йорке (почти 1,96 млн посетителей), затем Национальная художественная галерея в Вашингтоне (1,7 млн) и Музей современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке (1,16 млн). Эта троица уверенно возглавляет рейтинг самых популярных художественных музеев США еще с 2007 года, когда мы стали публиковать рейтинги. Все три музея продемонстрировали значительный рост посещаемости по сравнению с 2020 годом — на 84, 133 и 64% больше соответственно. Но все это значительно ниже уровня 2019 года: получается на 68, 58 и 42% меньше посетителей.

Четыре крупных нью-йоркских музея — Метрополитен, МоМА, Музей американского искусства Уитни и Музей Гуггенхайма — привлекли 3,9 млн гостей, что почти вдвое превышает показатель предыдущего года (2,2 млн), поскольку все они смогли работать больше дней по сравнению с 2020 годом. Однако общее количество по-прежнему значительно ниже тех почти 11 млн, которые четверке удалось общими силами собрать в 2019 году. По цифрам лидирует MoMA — благодаря популярной выставке «Автомания», которая привлекла более 475 тыс. человек. Посетители шоу смогли насладиться классическими автомобилями, такими как Jaguar E-Type Roadster и Volkswagen Beetle, а также произведениями искусства, вдохновленными транспортными средствами, среди которых «Оранжевая машина разбивается 14 раз» Энди Уорхола (1963) и «Шлем для полетов» (1965/2011) Джуди Чикаго.

Посетители на выставке в Музее американского искусства Уитни. Фото: Whitney Museum of American Art
Посетители на выставке в Музее американского искусства Уитни.
Фото: Whitney Museum of American Art

Тем временем в Калифорнии, где музеи в 2020 году пережили самый длительный в США локдаун (большинство было закрыто более 200 дней), наконец смогли вернуться к работе. Художественный музей округа Лос-Анджелес оказался самым популярным в штате: его посетило почти 621 тыс. человек. Приостановка работы музея всего на 77 дней — по сравнению с 249 в 2020 году — способствовала тому, что количество посетителей увеличилось на 197%, но это все равно на 36% меньше, чем в допандемийном 2019-м. Вторым по популярности художественным музеем Лос-Анджелеса стал Центр Гетти с 508 тыс. посетителей, что на 90% больше, чем в 2020 году. За ним следует Музей Де Янга в Сан-Франциско, где отметилось 394 тыс. гостей (рост на 69%) — несомненно, во многом благодаря выставке-блокбастеру, посвященной Фриде Кало.

Австралия снова в игре

В Бразилии три из четырех гигантов — Культурный центр Банка Бразилии в Сан-Паулу, Музей современного искусства в Рио-де-Жанейро и Белу-Оризонти, которые в прошлом спокойно привлекали тысячи посетителей в день на такие блокбастеры, как «Сальвадор Дали» или «Яёи Кусама», в 2021-м оказались в ауте. Их посещаемость сократилась более чем на 90% по сравнению с показателями до пандемии.

А на другом конце света Национальная галерея Виктории в Мельбурне стала самым популярным музеем Австралии, приняв почти 802 тыс. посетителей, — причем она находится в городе, где был самый длительный в мире локдаун. Количество ее посетителей увеличилось на 26% по сравнению с 2020 годом, но все же снизилось на 67% по сравнению с 2019 годом. Главный музей Новой Зеландии «Те Папа Тонгарева», расположенный на берегу Тасманова моря, посетило 809 тыс. человек. В этом регионе в нынешнем году случился новый виток пандемии после почти двух лет относительного затишья. Но, учитывая планы властей открыть границы, число посетителей, скорее всего, будет расти.

Поскольку многие страны пытаются перейти в «постковидный» мир, снимая ограничения в надежде, что болезнь, которая мучит человечество уже более двух лет, наконец отступит, будет интересно посмотреть, насколько оптимистичным окажется наш рейтинг в следующем году и будут ли у публики сформированы новые привычки. А пока берегите себя и продолжайте ходить в музеи!

*звездочкой отмечены институции, располагающиеся в нескольких зданиях

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+