18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
300-летие Перми отметили выпуском банкноты

Впервые сразу четыре российских музея вошли в топ-10 самых посещаемых в мире

Центр Помпиду. Фото: Tim Etchells/B. Prévost/Center Pompidou
Центр Помпиду.
Фото: Tim Etchells/B. Prévost/Center Pompidou

Ежегодный мировой рейтинг The Art Newspaper — 2021 подарил сенсацию. Четыре российских музея вошли в топ-10 самых посещаемых музеев мира, в тройке лидеров оказались Государственный Русский музей и Мультимедиа Арт Музей

Хотя 2021 год для мировых музеев не был прогулкой в ​​парке (поскольку пандемия продолжалась), музейный сектор начал восстанавливаться. Согласно музейному рейтингу The Art Newspaper, 100 самых популярных учреждений мира в общей сложности посетили 71 млн человек по сравнению с 54 млн в 2020 году.

Это отражает тот факт, что музеи были открыты дольше после снятия ограничений, связанных с локдауном. Хотя количество посетителей выросло на 31% по сравнению с прошлым годом, общее количество посетителей все же было на 69% ниже, чем в допандемийном 2019 году, когда музеи из рейтинга посетили 230 млн человек.

Лувр. Фото: DAT VO
Лувр.
Фото: DAT VO

Лувр — бессменный лидер. В него пришли 2,8 млн человек, что на 5% больше, чем в 2020 году, но все еще гораздо ниже допандемийного уровня. Для сравнения: в 2019 году его посетили 9,6 млн человек.

Государственный Русский музей, который в прошлом году сенсационно ворвался на седьмое место в топ-10 самых посещаемых музеев мира, переместился уже на второе — в него пришли почти 2,3 млн человек, что на 88% больше, чем в 2020 году, и всего на 6% ниже, чем до пандемии. Петербургский музей был закрыт всего на десять дней из-за ограничений в связи с COVID-19 по сравнению со 116 днями локдауна в Лувре. Четыре российских музея попали в первую десятку в значительной степени потому, что принимали посетителей больше дней в прошлом году, чем другие музеи в нашей первой двадцатке.

Замыкает тройку лидеров с 2,242 млн посетителей Мультимедиа Арт Музей, Москва, который улучшил результаты 2021 года по сравнению с 2020 годом на 421%.

Мультимедиа Арт Музей, Москва. Выставка Филипа Колберта. 2019. Фото: МАММ
Мультимедиа Арт Музей, Москва. Выставка Филипа Колберта. 2019.
Фото: МАММ

Государственный Эрмитаж вернулся в топ-10 самых посещаемых музеев мира и занял шестое место с 1,649 млн посетителей (это на 67% меньше, чем в допандемийном 2019-м). На девятом месте оказалась Государственная Третьяковская галерея (1 580 819 посетителей), что больше, чем в Центре Помпиду, который оказался на десятом месте.

В топ-100 попали и другие российские музеи — это ГМИИ им. А.С.Пушкина (28-е место, 766 326 посетителей), Музеи Кремля (44-е место, 578 000 посетителей), Музей Фаберже в Санкт-Петербурге (67-е место, 420 000 посетителей) и музей «Гараж» (71-е место, 408 057 посетителей).

Ольга Свиблова: «Мы попали в резонанс»

Директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова. Фото: Лена Авдеева
Директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова.
Фото: Лена Авдеева

Мы среди российских музеев занимаем обычно достаточно высокое место. Если анализировать невероятный рост посещаемости нашего музея (она скакнула первый раз после локдауна), то, я думаю, это связано с тем, что мы поставили много выставок, которые резонировали с теми переживаниями и размышлениями, которые были у людей в то время, когда все переживали локдаун очень тяжело. Это то, что называется «попали в резонанс». Одна выставка, на которой было резкое возрастание посещаемости, называлась «Тень души, но заостренней чуть», и она была посвящена локдауну. Я даже не ожидала, что она «зайдет», она соединяла классиков современного искусства и совсем молодых художников, там были дневники художников, которые они вели во время локдауна. Потом мы показали Сэнди Скогланд, это про саспенс. И другие выставки оказались созвучны времени. Когда ввели ковидные ограничения, у нас сначала недели две было снижение посещаемости, потом посетители научились покупать электронные билеты и предъявлять QR-коды.

Мы обычно одновременно делаем несколько выставок (редко одну — как сейчас биеннале «Искусство будущего» на весь музей). На все мы продаем комплексный билет, который стоит 500 рублей, и у нас есть огромное количество скидок — и для детей, и для пенсионеров и инвалидов. Все студенты творческих вузов ходят к нам бесплатно. Наша аудитория после локдауна помолодела. У нас и так уникальная публика — и если к началу локдауна к нам ходило 92% людей в возрасте от 18 до 35 лет, то сейчас более 95% — это 16–35 лет. И это при том, что наш музей не водит школьные экскурсии. И нельзя сказать, что у нас есть какой-то особый туристический поток. Это естественная посещаемость.

И второй раз сейчас у нас невероятный скачок посещаемости. Во вторник на прошлой неделе у нас было 5699 человек! У нас 2150 кв. м выставочной площади, это почти три человека на 1 кв. м, мы больше принять не можем. У нас стоят очереди начиная с декабря, когда мы открыли новую биеннале, которая невероятно «зашла» людям и в душу, и в голову. Мы практически не делаем никакого пиара, это все сарафанное радио.

Успех во многом зависит от того, может ли музей перестроить программу. А мы все работаем по программам, которые стараемся делать за два-три года, но иногда надо успевать перестраиваться. А так как мы музей более мобильный, мы можем позволить себе то, что не могут позволить себе коллеги. В какой-то момент ты должен делать гламур, в другой — людей интересует глубокая история, а в какой-то — всех интересует будущее. 

Заместитель генерального директора Русского музея по развитию, просветительской и образовательной деятельности Анна Цветкова. Фото: Александр Николенко
Заместитель генерального директора Русского музея по развитию, просветительской и образовательной деятельности Анна Цветкова.
Фото: Александр Николенко

Анна Цветкова: «Работа онлайн во время пандемии повлияла на интерес к музею»

После снятия основных ограничений Русский музей проводил опрос посетителей о работе музея в новых условиях. Результаты этого исследования показали, что активная и многоплановая работа онлайн во время пандемии способствовала повышенному интересу к музею и его коллекциям. Значительно увеличилось количество посетителей, пришедших в музей впервые.

В 2021 году, помимо масштабных выставок, посетителям вновь стали доступны социокультурные и образовательные мероприятия (фестивали, концерты, лекции, арт-медиации), которые проходили в разных филиалах музейного комплекса в Санкт-Петербурге. Также благодаря проекту «Пушкинская карта» возрос интерес к проектам Русского музея у детской и юношеской аудитории.

Полную версию рейтинга The Art Newspaper «Топ-100 самых посещаемых музеев мира» можно посмотреть здесь.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
2
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
3
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
Андроникову монастырю — одному из старейших в Москве, наделенному статусом особо охраняемой территории, — требуется реставрация из-за благоустройства, что велось у его стен
20.08.2024
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
4
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
5
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
В Доме русского зарубежья им. Александра Солженицына проходит выставка к 165-летию со дня рождения Марии Башкирцевой. Коллекционер Татьяна Швец рассказала, чем образ рано умершей художницы до сих пор завораживает собирателей и исследователей
20.08.2024
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
6
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
Для грандиозной тотальной инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых долгое время не хватало места даже в таком большом музее, как Эрмитаж. Но в конце концов место нашлось — и в этой истории свою роль сыграла магия чисел
26.08.2024
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
7
Приписываемого да Винчи «Спасителя мира» выставят в Эр-Рияде
Полотно, о котором ничего не было известно уже пять лет, находится в хранилище в Женеве до окончания строительства музея в столице Саудовской Аравии
20.08.2024
Приписываемого да Винчи «Спасителя мира» выставят в Эр-Рияде
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+