18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Судьбу яйца Фаберже из собрания Виктора Вексельберга решает британское Казначейство

Магазин Фаберже в Лондоне на Нью-Бонд-стрит, 173. 1911. Фото: Courtesy of The Fersman Mineralogical Museum, Moscow and Wartski, London
Магазин Фаберже в Лондоне на Нью-Бонд-стрит, 173. 1911.
Фото: Courtesy of The Fersman Mineralogical Museum, Moscow and Wartski, London

Драгоценная «Курочка», находившаяся на выставке в лондонском Музее Виктории и Альберта, попадает под санкции, в то время как все принадлежащие государственным музеям экспонаты благополучно вернулись домой

Яйцо «Курочка» из собрания Музея Фаберже в Санкт-Петербурге, принадлежащего Виктору Вексельбергу, не может вернуться в Россию. Оно было предоставлено для выставки «Фаберже в Лондоне. От романтики до революции», проходившей с 20 ноября по 8 мая в Музее Виктории и Альберта, и уже несколько месяцев назад стало ясно, что его судьба находится под вопросом из-за санкций, наложенных Западом на Виктора Вексельберга.

В пятницу (20 мая) издание The Telegraph сообщило, что судьбу изделий Фаберже решают эксперты британского Казначейства, так как музей столкнулся с дилеммой относительно их возвращения. «Перед экспертами Казначейства из Управления по осуществлению финансовых санкций (OFSI) теперь стоит задача определить будущее яиц Фаберже и решить, можно ли вернуть сокровища, когда-то принадлежавшие российской императорской семье, без подрыва режима санкций Великобритании или нарушения международного права», — пишут журналисты.

Относительно экспонатов, привезенных из российских музеев, было принято положительное решение, и основные раздумья теперь касаются изделий из частных коллекций, в первую очередь «Курочки» Вексельберга, самого первого императорского яйца, сделанного фирмой Карла Фаберже в 1885 году.

Всего Виктор Вексельберг приобрел девять императорских яиц из коллекции Малькольма Форбса через Sotheby's в 2004 году, но на лондонскую выставку отправилось лишь одно. Ранее The Art Newspaper сообщила, что Музеем Фаберже также был предоставлен еще один экспонат — золотой эмалированный портсигар 1913 года, принадлежавший Ротшильдам.

Фирма Карла Фаберже. Пасхальное яйцо «Курочка». 1885. Фото: Музей Фаберже
Фирма Карла Фаберже. Пасхальное яйцо «Курочка». 1885.
Фото: Музей Фаберже

В каталоге выставки оба предмета помечены как принадлежащие «фонду „Связь времен“, Музей Фаберже, Санкт-Петербург». Но The Art Newspaper установила, что их формальным владельцем является компания Lamesa Arts Inc, зарегистрированная в Панаме, что задокументировано в записях Совета по искусству Англии, который занимается от имени министерства культуры предметами искусства, имеющими иммунитет против ареста по принятому в 2007 году закону. В них говорится, что яйцо было куплено Виктором Вексельбергом, а нынешнее право собственности указано как «Lamesa Arts Inc, по соглашению с Музеем Фаберже / „Связь времен“».

Представитель музея подтвердил The Art Newspaper, что эти два предмета принадлежат компании Lamesa Arts Inc, у которой есть «соглашение с The Link of Times Foundation, оператором Музея Фаберже в Санкт-Петербурге», добавив: «Наше соглашение о предоставлении экспонатов было заключено непосредственно между двумя культурными организациями — Музеем Виктории и Альберта и фондом „Связь времен“. Мы намерены вернуть экспонаты фонду „Связь времен“ [...] в соответствии с английским законодательством и требованиями соглашения». Как пишет британское издание, пока неясно, как будут влиять санкции на эти произведения искусства, переданные господином Вексельбергом в частный музей в России, а затем отданные в аренду британскому музею. Тот факт, что они теперь принадлежат панамской компании, добавляет дополнительный уровень сложности.

Тем временем изделия фирмы Фаберже из государственных собраний Российской Федерации, находившиеся на той же выставке, вернулись в страну 20 мая. Министерство культуры сообщило, что речь идет о 14 предметах. Это девять экспонатов из фондов Музеев Московского Кремля, в частности пасхальные яйца «300-летие дома Романовых» и «Московский Кремль», портсигар императора Николая II и молитвослов императрицы Александры Федоровны. Директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина прокомментировала это возвращение: «Выставка закончилась в срок, и точно так же вовремя, согласно изначальным договоренностям, хранители проверили и приняли предметы из нашей коллекции, а затем успешно привезли их обратно в музей. Экспонаты вернулись в том же состоянии сохранности, в котором они были до сдачи, и спустя почти полгода заняли свое место в ряду других шедевров фирмы Фаберже».

Остальные предметы вернулись в Петербург и пригороды. Это три экспоната из Государственного Эрмитажа — миниатюрная точная копия императорских регалий: большая корона, малая корона и держава на подушках из белого бархата, часы-яйцо Ротшильда и хрустальное блюдо с изображением герба Санкт-Петербурга; а также по одному предмету из музеев-заповедников «Петергоф» (пресс-папье с двумя ящерицами) и «Павловск» (фигурка камер-казака А.А.Кудинова). «Возврат музейных предметов с территории иностранных государств осуществляется во взаимодействии Минкультуры России с другими ведомствами. Все процедуры, включая тонкости транспортировки, тщательно прорабатывались. Минкультуры России благодарит за всестороннюю поддержку МИД России, Федеральную таможенную службу и транспортные компании „Арт-курьер“ и „Хепри“», — сообщило ведомство.

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, в свою очередь, рассказал: «Вернулась наша очередная выставка. Понадобились определенные усилия: воздушное пространство закрыто, появились новые правила, поэтому нужно было оформлять дополнительные бумаги. Но, как мы и договаривались, все получилось и вернулось в срок. Все гарантии, которые мы, российские музеи, много лет создавали, работают».

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+