18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Судьбу яйца Фаберже из собрания Виктора Вексельберга решает британское Казначейство

Магазин Фаберже в Лондоне на Нью-Бонд-стрит, 173. 1911. Фото: Courtesy of The Fersman Mineralogical Museum, Moscow and Wartski, London
Магазин Фаберже в Лондоне на Нью-Бонд-стрит, 173. 1911.
Фото: Courtesy of The Fersman Mineralogical Museum, Moscow and Wartski, London

Драгоценная «Курочка», находившаяся на выставке в лондонском Музее Виктории и Альберта, попадает под санкции, в то время как все принадлежащие государственным музеям экспонаты благополучно вернулись домой

Яйцо «Курочка» из собрания Музея Фаберже в Санкт-Петербурге, принадлежащего Виктору Вексельбергу, не может вернуться в Россию. Оно было предоставлено для выставки «Фаберже в Лондоне. От романтики до революции», проходившей с 20 ноября по 8 мая в Музее Виктории и Альберта, и уже несколько месяцев назад стало ясно, что его судьба находится под вопросом из-за санкций, наложенных Западом на Виктора Вексельберга.

В пятницу (20 мая) издание The Telegraph сообщило, что судьбу изделий Фаберже решают эксперты британского Казначейства, так как музей столкнулся с дилеммой относительно их возвращения. «Перед экспертами Казначейства из Управления по осуществлению финансовых санкций (OFSI) теперь стоит задача определить будущее яиц Фаберже и решить, можно ли вернуть сокровища, когда-то принадлежавшие российской императорской семье, без подрыва режима санкций Великобритании или нарушения международного права», — пишут журналисты.

Относительно экспонатов, привезенных из российских музеев, было принято положительное решение, и основные раздумья теперь касаются изделий из частных коллекций, в первую очередь «Курочки» Вексельберга, самого первого императорского яйца, сделанного фирмой Карла Фаберже в 1885 году.

Всего Виктор Вексельберг приобрел девять императорских яиц из коллекции Малькольма Форбса через Sotheby's в 2004 году, но на лондонскую выставку отправилось лишь одно. Ранее The Art Newspaper сообщила, что Музеем Фаберже также был предоставлен еще один экспонат — золотой эмалированный портсигар 1913 года, принадлежавший Ротшильдам.

Фирма Карла Фаберже. Пасхальное яйцо «Курочка». 1885. Фото: Музей Фаберже
Фирма Карла Фаберже. Пасхальное яйцо «Курочка». 1885.
Фото: Музей Фаберже

В каталоге выставки оба предмета помечены как принадлежащие «фонду „Связь времен“, Музей Фаберже, Санкт-Петербург». Но The Art Newspaper установила, что их формальным владельцем является компания Lamesa Arts Inc, зарегистрированная в Панаме, что задокументировано в записях Совета по искусству Англии, который занимается от имени министерства культуры предметами искусства, имеющими иммунитет против ареста по принятому в 2007 году закону. В них говорится, что яйцо было куплено Виктором Вексельбергом, а нынешнее право собственности указано как «Lamesa Arts Inc, по соглашению с Музеем Фаберже / „Связь времен“».

Представитель музея подтвердил The Art Newspaper, что эти два предмета принадлежат компании Lamesa Arts Inc, у которой есть «соглашение с The Link of Times Foundation, оператором Музея Фаберже в Санкт-Петербурге», добавив: «Наше соглашение о предоставлении экспонатов было заключено непосредственно между двумя культурными организациями — Музеем Виктории и Альберта и фондом „Связь времен“. Мы намерены вернуть экспонаты фонду „Связь времен“ [...] в соответствии с английским законодательством и требованиями соглашения». Как пишет британское издание, пока неясно, как будут влиять санкции на эти произведения искусства, переданные господином Вексельбергом в частный музей в России, а затем отданные в аренду британскому музею. Тот факт, что они теперь принадлежат панамской компании, добавляет дополнительный уровень сложности.

Тем временем изделия фирмы Фаберже из государственных собраний Российской Федерации, находившиеся на той же выставке, вернулись в страну 20 мая. Министерство культуры сообщило, что речь идет о 14 предметах. Это девять экспонатов из фондов Музеев Московского Кремля, в частности пасхальные яйца «300-летие дома Романовых» и «Московский Кремль», портсигар императора Николая II и молитвослов императрицы Александры Федоровны. Директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина прокомментировала это возвращение: «Выставка закончилась в срок, и точно так же вовремя, согласно изначальным договоренностям, хранители проверили и приняли предметы из нашей коллекции, а затем успешно привезли их обратно в музей. Экспонаты вернулись в том же состоянии сохранности, в котором они были до сдачи, и спустя почти полгода заняли свое место в ряду других шедевров фирмы Фаберже».

Остальные предметы вернулись в Петербург и пригороды. Это три экспоната из Государственного Эрмитажа — миниатюрная точная копия императорских регалий: большая корона, малая корона и держава на подушках из белого бархата, часы-яйцо Ротшильда и хрустальное блюдо с изображением герба Санкт-Петербурга; а также по одному предмету из музеев-заповедников «Петергоф» (пресс-папье с двумя ящерицами) и «Павловск» (фигурка камер-казака А.А.Кудинова). «Возврат музейных предметов с территории иностранных государств осуществляется во взаимодействии Минкультуры России с другими ведомствами. Все процедуры, включая тонкости транспортировки, тщательно прорабатывались. Минкультуры России благодарит за всестороннюю поддержку МИД России, Федеральную таможенную службу и транспортные компании „Арт-курьер“ и „Хепри“», — сообщило ведомство.

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, в свою очередь, рассказал: «Вернулась наша очередная выставка. Понадобились определенные усилия: воздушное пространство закрыто, появились новые правила, поэтому нужно было оформлять дополнительные бумаги. Но, как мы и договаривались, все получилось и вернулось в срок. Все гарантии, которые мы, российские музеи, много лет создавали, работают».

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
3
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
4
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
5
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
6
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
7
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+