18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Чечилия Алемани: «Я всегда много работала с художницами»

Куратор 59-й Венецианской биеннале Чечилия Алемани. Фото: Andrea Avezzù/La Biennale di Venezia
Куратор 59-й Венецианской биеннале Чечилия Алемани.
Фото: Andrea Avezzù/La Biennale di Venezia
№100, апрель 2022
№100
Материал из газеты

Куратор Венецианской биеннале этого года рассказывает об идеях, стоящих за выставкой «Молоко сновидений», в которой основное внимание уделено творчеству женщин, о структуре экспозиции в Арсенале, об иронии и времени

На свете мало кураторов, подходящих для организации Венецианской биеннале лучше, чем Чечилия Алемани, родившаяся в Милане в 1977 году. С 2011 года она отвечает за культурную программу нью-йоркского парка Хай-Лайн. У Алемани есть опыт работы в Венеции: в 2017 году она курировала павильон Италии. Она успела показать себя в самых разных областях мира искусства, от коммерческих ярмарок — в качестве директора Frieze Projects в Нью-Йорке и куратора Art Basel Cities в Буэнос-Айресе — до биеннале (к примеру, как приглашенный куратор нью-йоркской Performa) и музейных проектов (она входила в число организаторов фестиваля некоммерческих художественных организаций No Soul for Sale в лондонском Тейт Модерн). Название ее выставки «Молоко сновидений» взято из детской книги Леоноры Каррингтон. Книга, по словам Алемани, «повествует о мире гибридных созданий, находящихся в состоянии постоянной трансформации, которые способны меняться и превращаться во что-то или в кого-то другого; я хотела использовать эту атмосферу и эту флюидность, чтобы создать выставку, рассказывающую о метаморфозах тела и понятия человечества».

«Молоко сновидений» состоит из трех разделов. Расскажите о них.

Это не разделы, а, скорее, темы. Это своего рода души выставки, с которыми вы встретитесь в самых разных проявлениях. Первая – метаморфозы тела и определение человечества. Эта тема и вся выставка в целом связаны с постгуманистической философией. Это размышление о том, как можно оспорить представления эпохи Возрождения и Просвещения о человеке как центре мира. И оно — как, впрочем, и все остальное на выставке — идет не только от моего интереса к таким мыслителям, как Рози Брайдотти и Донна Харауэй, но исходит и от самих художниц. И поэтому подавляющее большинство участников — это женщины и гендерно-неконформные авторы.

Катарина Фрич. Elephant. 1987. Фото: Marco Cappelletti
Катарина Фрич. Elephant. 1987.
Фото: Marco Cappelletti

Вторая тема — взаимоотношения между нашим телом и технологиями. С ней связаны и отношения, которые были у нас с технологиями до пандемии, наш технологический оптимизм — идея о том, что благодаря технологиям, науке и медицине мы сможем исправить и усовершенствовать свои тела, что мы сможем жить дольше. Ее обратная сторона — страх, что с развитием искусственного интеллекта машины полностью захватят контроль над нашей жизнью. В период пандемии и без того полные противоречий отношения с технологиями обострились и перевернулись с ног на голову, когда мы осознали, что наши тела крайне хрупки и смертны. В то же время в разгар пандемии у нас был всего лишь один способ поддерживать связь друг с другом — через технологии, через экран, через посредство множества разнообразных устройств, которые мы носим с собой. Получается, что технологии в каком-то смысле одновременно и объединяли, и разъединяли нас.

Последняя тема — взаимодействие между человечеством, отдельными людьми и Землей. Это тоже очень широкая тема, которая служит продолжением постгуманистической мысли и, в частности, постантропоцентрического поиска способов строить иные типы отношений с тем, что нас окружает, с планетой, с природой. Базирующиеся не на капиталистических мотивах, завязанных на добычу ресурсов и эксплуатацию, а на неиерархических принципах, в основе которых лежит симбиоз и сотрудничество между нами самими и другими существами. У Рози Брайдотти часто встречается идея «становления Землей», а Сильвия Федеричи, еще один важный ученый и один из авторов нашего каталога, много говорит об «обратном заколдовывании» — стремлении найти естественные взаимоотношения с окружающим нас миром.

Работы Шери Ховсепян. 2022. Фото: Marco Cappelletti
Работы Шери Ховсепян. 2022.
Фото: Marco Cappelletti

Книга «Молоко сновидений» шутливая. Леонора Каррингтон начала создавать ее для своих детей прямо на стенах их дома в Мексике. В основе вашей выставки тоже лежит шутливое начало?

В ней есть шутливость, но в то же время она очень серьезная. Книжка, к тому же, немного странная, даже немного страшная. Я читала ее своему шестилетнему сыну, и он сказал: «Мам, мне кажется, это не детская книжка». Но выставка пропитана этой характерной атмосферой, которая присутствует и в картинах Каррингтон. В ней много иронии и юмора, но в то же время есть и определенная серьезность. В том, что касается тела и природы, а также широких тем, связанных с экологией, я старалась использовать более личный и интроспективный подход, а не просто изображать конец света — который, возможно, вполне себе происходит, но...

Помимо прочего, в вашей выставке есть «капсулы времени». Первая включает произведения Леоноры Каррингтон и других сюрреалисток, в том числе Леонор Фини и Ремедиос Варо, чьи работы выставляются на Венецианской биеннале впервые. Они связаны с основной экспозицией, но это ведь еще и пересмотр канона, правда?

Разумеется.

В пяти тематических и исторических капсулах я стараюсь вывести на первый план голоса художниц, которые слишком долго были исключены из исторического канона.

Я, конечно, не берусь переписывать историю: уже было множество выставок, таких как Fantastic Women и Radical Women, которые проделали эту важную академическую работу. Капсулы функционируют, скорее, на аналогиях и рифмах. И поэтому они объединяют представительниц не только сюрреализма из разных стран, но и «гарлемского ренессанса», и футуризма. Я старалась создать констелляции смыслов, которые немного выходят за рамки большой истории искусства. Но и в этих работах много юмора и иронии, вышучивания клишированного, зачастую сексистского или стереотипного видения женщин, которое царило в больших модернистских течениях.

Работы Симоны Ли. Фото: La Biennale di Venezia
Работы Симоны Ли.
Фото: La Biennale di Venezia

Вы можете сказать, сколько примерно процентов выставки составляют работы женщин?

Очень много. У меня нет точных цифр, потому что мы не требовали от художников в обязательном порядке указывать гендерную идентификацию. Но я бы сказала, что между 80 и 90%. Исторические капсулы посвящены исключительно художницам, и это неслучайно, потому что я также рассматривала темы, которые исторически были связаны с мужчинами. «Программируемое искусство» было очень важным движением в Италии, но известно всего об одной художнице из числа его участников. То же самое с киборгизмом и дадаизмом. Я стремилась показать другую сторону. Но с остальной экспозицией все получилось легко и естественно. Я всегда много работала с художницами. Да, если я хотела пригласить на выставку мужчину, я просто приглашала его. Я не сидела, подсчитывая в уме проценты. Конечно, я хотела составить экспозицию, где подавляющее большинство участников были бы женщинами, в особенности потому, что я стремлюсь напомнить людям, что эта выставка проходит в Италии, а здесь многие дискуссии по-прежнему ведутся на средневековом уровне. Эта выставка, конечно, международная, но я надеюсь, что она будет иметь и символическую ценность для Италии.

В первые 100 лет биеннале женщины составляли менее 10% от числа выставлявшихся художников, а в последние 20 лет — около 30%.

Конкретные цифры не имеют значения, но важно осмыслить прошлое, потому что это попросту неверное отражение мира, в котором мы живем.

Андра Урсуца. «Хищник». 2020. Фото: Marco Cappelletti
Андра Урсуца. «Хищник». 2020.
Фото: Marco Cappelletti

Это очень физическая выставка, даже в разделе о киборгах очень много скульптуры. Здесь не только великая цифровая художница Линн Хершман-Лисон, но и Маргерит Юмо, которая разрабатывает эту тему в скульптуре. Вы не хотели использовать слишком много экранов?

Это действительно очень физическая выставка. Конечно, опыт взаимодействия с фильмом или видео тоже вполне физический. Но киборги и технологии не исключительная вотчина видеохудожниц. К этим темам обращаются и те, кто работает с живописью и скульптурой.

К созданию капсул вы привлекли Formafantasma. Это дизайнеры, которые используют самый широкий круг материалов и техник. Почему вы хотели работать именно с ними?

Я уже сотрудничала с ними пару лет назад в Венеции, когда мы делали выставку «Беспокойные музы», посвященную истории Венецианской биеннале. Они разрабатывали с нашей командой не только капсулы, но и весь дизайн выставки. Я решила не привлекать архитектора отчасти из-за того, что мое основное место работы — Хай-Лайн (парк, устроенный на путях бывшей железной дороги. — TANR), так что я и так уже постоянно работаю с архитектурным объектом и мне никогда прежде не приходилось иметь дело с выставочным дизайном в таком смысле. Мое пространство уже заранее задано. Я не очень представляю себе, как работать с архитектором. Поэтому я подумала, что они могли бы помочь мне с этими элементами экспозиции в более творческом ключе. В некоторых из залов представлено по 30 авторов с примерно 80 произведениями. Так что деталям уделялось очень много внимания. Они очень талантливые, и мне нравится работать с ними.

Тэцуми Кудо. Garden of the Metamorphosis in the Space Capsule. 1968. Фото: Roberto Marossi
Тэцуми Кудо. Garden of the Metamorphosis in the Space Capsule. 1968.
Фото: Roberto Marossi

В рамках экспозиции вы также исследуете историю выставок.

Это определенно послужило одним из источников вдохновения. Капсула о метаморфозах, которую мы еще называем «капсулой сюрреализма», отсылает к знаменитым выставкам сюрреалистов, которые были крайне насыщенными — о выставочном дизайне впервые заговорили именно в 1930-е. Но мы много оглядываемся и на более ранние выставки. У каждой капсулы своя, особенная душа. Так, в капсуле киборгов много металлических изгибов и очень холодный свет. Капсула, которую мы между собой называем «сосудом», выглядит гораздо мягче, она напоминает яйцо. Все они ощущаются по-разному. Каждая из них переносит вас в другое время или другой культурный контекст.

Вы обсуждали с художницами экспозицию капсул?

Нет, потому что это происходило не совсем параллельно. Идея капсул претерпела значительные изменения. Моя выставка формировалась несколько хаотично. Начало было очень энергичное, а потом внезапно нам пришлось взять паузу из-за пандемии, и я готовила выставку об архиве. И если в работе с современными художниками я поддерживала ровный ритм (а я пообщалась по Zoom с сотнями, тысячами людей), то с художницами прошлого это было больше похоже на академическое исследование с работой в архивах, с книгами — и это было потрясающе, я очень скучала по такой работе. Я была так рада, что хотя бы для капсул не нужно ни с кем разговаривать по Zoom! Я рассказывала большей части художниц, что будут и такие элементы экспозиции, но не хотела, чтобы они чувствовали себя обязанными как-то реагировать на тот факт, что на выставке будет представлена та или иная сюрреалистка. Так что они работали совершенно независимо, я не стремилась называть имена или раскрывать много подробностей.

59-я Венецианская биеннале «Молоко сновидений»
23 апреля – 27 ноября

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+