18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Венецианская биеннале: капсулы времени в «Молоке сновидений»

Центральный павильон в Джардини. Фото: Andrea Avezzù / La Biennale di Venezia
Центральный павильон в Джардини.
Фото: Andrea Avezzù / La Biennale di Venezia

В основном проекте Венецианской биеннале сделают акцент на творчестве женщин и гендерно-нонконформных художников. Среди них наши соотечественницы Александра Экстер, Мария Васильева и Женя Мачнева

Название Венецианской биеннале этого года заимствовано из названия книги художницы-сюрреалистки Леоноры Каррингтон «Молоко сновидений», которая, по словам куратора Чечилии Алемани, в глобальном смысле повествует о воображаемом мире, где каждый может трансформироваться и стать кем-то еще. На презентации в Венеции она сообщила, что особый акцент на ее выставке будет сделан на работах женщин и «гендерно-нонконформных художников, бросающих вызов фигуре человека как центра Вселенной». В числе участников — Паула Регу, Кристина Куорлз, Кароль Рама, Барбара Крюгер, Ибрагим Эль-Салахи, Али Черри, Прабхакар Пачпут, Линн Хершман Лисон, Маргерит Юмо, Розана Паулино и выпускница Школы молодого художника фонда «Про Арте» Женя Мачнева. Всего же на выставке представят работы 213 художников из 58 стран, причем более половины — 180 авторов — впервые.

Александра Пиричи. «Агрегат». 2017–2019. Фото: La Biennale di Venezia
Александра Пиричи. «Агрегат». 2017–2019.
Фото: La Biennale di Venezia

Произведения приглашенных авторов будут отражать три темы: изображение тел и их метаморфозы; взаимодействие людей и технологий; связь между телом и землей.

«Эта выставка основана на многочисленных беседах с художниками, состоявшихся за последнее время. Вопросы, постоянно возникающие в этих диалогах, по-видимому, отражают тот исторический момент, когда само выживание вида находится под угрозой, а также резюмируют многие другие вопросы, которые пронизывают науку, искусство и мифы нашего времени. Как определяется изменение человека? Из чего состоит жизнь и что отличает растения и животных, человека и нечеловека? Каковы наши обязанности по отношению к планете, другим людям и другим формам жизни? И как бы выглядела жизнь без нас?» — пишет Алемани в кураторском манифесте и пытается найти ответы на эти вопросы.

Капсула времени «Колыбель ведьмы». Эскиз. Фото: La Biennale di Venezia
Капсула времени «Колыбель ведьмы». Эскиз.
Фото: La Biennale di Venezia

Интересно, что она, как и некоторые ее предшественники, обращается и к работам прошлого, преимущественно первой половины ХХ века, — в этот раз, чтобы показать преемственность и цикличность идей, питающих художников. Причем в структуре выставки они будут заключены в «капсулы времени» — пять павильонов с крайне поэтичными названиями. В капсуле «Колыбель ведьмы», где развивается тема трансформации тела, можно увидеть работы 30 близких к авангардным течениям авторов, включая саму Леонору Каррингтон и художников «гарлемского ренессанса», например Мету Во Уоррик Фуллер. В капсулу «Технологии очарования» Алемани заключила работы итальянских художников 1960-х годов, близких к кинетизму, а также произведения Лилиан Шварц и Агнес Дейн — вместе они повествуют об эволюции тела и машин.

Александра Экстер. Эскизы к «Аэлите».1924. Фото: La Biennale di Venezia
Александра Экстер. Эскизы к «Аэлите».1924.
Фото: La Biennale di Venezia

Эскизы Александры Экстер к «Аэлите» (1924) и часть знаменитой серии «Маска и портрет куклы» (1928) Марии Васильевой куратор включила в раздел «Соблазнение киборга», который «относится к постчеловеческому будущему с работами футуристов и дадаистов».

Вокруг «капсул времени» сгруппированы произведения современных авторов, продолжающие заданные темы. Например, символическое единение человека и природы в разделе «Лист тыква раковина сетка кулек лоскут мешок бутыль горшок коробок сосуд» (его название отсылает к антропологическому мифу Урсулы Ле Гуин) развивает видеоинсталляция «Два горизонта» Саодат Исмаиловой, чья выставка откроется в музее «Гараж» 13 июля.

Саодат Исмаилова. «Два горизонта». 2017. Фото: Фонд развития культуры и искусства при Министерстве культуры Республики Узбекистан
Саодат Исмаилова. «Два горизонта». 2017.
Фото: Фонд развития культуры и искусства при Министерстве культуры Республики Узбекистан

По традиции, помимо основного проекта и выставок в параллельной программе, на биеннале разные страны привозят свои выставки, за которые так же, как и на Венецианском кинофестивале, получают награды — золотых и серебряных «львов» (кроме того, их присуждают за произведения на главной выставке и за вклад в искусство). Стран-участниц в этом году будет 80. В павильоне России покажут проект «914», который готовят художник и преподаватель Школы Родченко Кирилл Савченков и Александра Сухарева, принимавшая участие в выставке Documenta 13 и биеннале Manifesta 10. Вместе они выставлялись на групповой выставке Time Forward! в Венеции в Палаццо на Дзаттере фонда V–A–C в 2019 году, но работа для биеннале станет их первым большим совместным проектом.

Куратором проекта российского павильона стал писатель и преподаватель Института Сандберга Раймундас Малашаускас, который в 2012 году вместе с Каролин Христов-Бакарджиев курировал Documenta 13.

«Проект Кирилла Савченкова и Александры Сухаревой, который будет представлен в стенах только что отреставрированного павильона РФ на Венецианской биеннале, — это обмен жестами, попытка передать всю сложность телесных, материальных и технологических проявлений эпохи. Здесь обозначается переход между разными состояниями, извилистый путь от будущего к прошлому, смазанная граница между живым и мертвым (в том числе Искусственным Интеллектом), между днем и ночью. Скользя между языками и образами, делая паузу у событий, совсем еще свежих в социальной памяти, замирая в предвосхищении непредвиденного, дуэт готовит нас к завтрашнему дню, каким бы мрачным, прекрасным или неоднозначным он ни был», — говорится на сайте павильона России.

Венецианская биеннале современного искусства
23 апреля — 27 ноября

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
5
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
6
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
7
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+