18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ван Гог, Мунк и Валлоттон: 21 произведение вернулось в Пушкинский из Японии

Поль-Сезар Эллё. «Дама в белом». Фрагмент. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Поль-Сезар Эллё. «Дама в белом». Фрагмент.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Сотрудники ГМИИ оценили сохранность картин и графики, вернувшихся в музей с приключениями на финской таможне. Они экспонировались в Японии на выставке «Гравюры укиё-э, увиденные сквозь призму японизма» в Музее изобразительных искусств города Тиба

Как рассказывают в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, проект «Гравюры укиё-э, увиденные сквозь призму японизма» начали готовить еще в 2016 году. Тогда японские коллеги специально приехали в Россию для изучения коллекций японского искусства в российских музеях. Тогда же прошли переговоры об организации выставки японского искусства в Москве в рамках проведения в 2018-м Года Японии. Музей изобразительных искусств города Тиба стал одним из четырех японских организаций, предоставивших свои произведения на выставку «Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо», с огромным успехом прошедшей в Пушкинском в сентябре — октябре 2018 года. Ответная выставка в музее Тибы планировалась к токийским Олимпийским играм 2020 года, и ее смешанная японско-европейская тема должна была заинтересовать и японцев, и гостей страны. Однако из-за пандемии Олимпиада была отложена, сместилось и время работы выставки — она состоялась только зимой — весной 2022 года.

Вадим Фалилеев. «Капри. Прибой». Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Вадим Фалилеев. «Капри. Прибой».
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Выбранные в Москве экспонаты иллюстрируют такое направление в европейском искусстве рубежа XIX–ХХ веков, как «японизм». Музей Тибы обладает одной из лучших в Японии коллекций гравюры и живописи укиё-э, и кураторы выставки хотели, наряду с эталонными оттисками укиё-э, показать наиболее известные и характерные для японизма произведения европейского искусства. В выставке, наряду с японскими музеями и частными коллекционерами, принимали участие такие музеи, как Метрополитен, Художественный музей Гонолулу, Художественный музей Циммерли. Всего из ГМИИ им. А.С.Пушкина на выставку в Японию было отправлено 21 произведение.

Пушкинский музей предоставил такие западноевропейские работы, как рисунок Винсента ван Гога «Портрет девушки» («Мусме»), картина «Дама в белом» и рисунок «Женщина, облокотившаяся на перила» Поля-Сезара Элле, гравюры Эдварда Мунка и Феликса Валлоттона, а также произведения русских живописцев. Благодаря этому впервые в Японии был широко представлен раздел, посвященный русскому японизму. Это были гравюры Анны Остроумовой-Лебедевой и Вадима Фалилеева — достаточно известные произведения, а также более редкие графические листы Николая Зедделера и Анны Сомовой-Зедделер.

По словам российской стороны, «японские партнеры сделали все возможное для своевременного и безопасного возврата в Россию произведений из коллекции ГМИИ». Большую помощь в переговорах с Финляндией оказали дипломатические миссии Японии в России и в Финляндии.

Винсент ван Гог. «Портрет девушки (Мусме)». Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Поль-Сезар Эллё. «Дама в белом». Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Анна Сомова-Зедделер. «Ирисы». Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Поль-Сезар Эллё. «Женщина, облокотившаяся на перила». Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Вадим Фалилеев. «Высокий мост». Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Анна Остроумова-Лебедева. «Летний сад». Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Винсент ван Гог. «Портрет девушки (Мусме)».
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Поль-Сезар Эллё. «Дама в белом».
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Анна Сомова-Зедделер. «Ирисы».
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Поль-Сезар Эллё. «Женщина, облокотившаяся на перила».
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Вадим Фалилеев. «Высокий мост».
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Анна Остроумова-Лебедева. «Летний сад».
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Произведения искусства, вернувшиеся из Тибы, уже тщательно осмотрели хранители и реставраторы музея. «Экспонаты возвращены без повреждений, в идеальной сохранности», — резюмировали в музее и добавили, что надеются на продолжение многолетнего взаимного сотрудничества.

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+