18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Андрей Красулин: «Ленина мне, конечно, не доверили бы лепить»

В Московском музее современного искусства, в пространстве на Гоголевском бульваре, открылась большая выставка «Практика, процесс, срез» Андрея Красулина. Скульптор, которому на днях исполняется 87 лет, дал нам лаконичное интервью

Андрей Николаевич Красулин, скульптор и живописец, вряд ли нуждается в подробном представлении, по крайней мере тем, кто ориентируется в московской художественной жизни. Особого рода минимализм, пристальное внимание к материалу (будь то бронза, дерево, камень или просто найденная железяка), сочетание архаики с современной философией, острота формы вкупе с медитативностью — все это позволило мэтру занять уникальное место на отечественной арт-сцене и обрести множество поклонников, хотя далеко не сразу.

Выпускник знаменитой Московской средней художественной школы (МСХШ) и скульптурного отделения Строгановского училища, Красулин имел перед собой хорошие карьерные перспективы, но предпочел держаться в стороне от магистральных путей и канонов. Достаточно сказать, что за десятилетия работы при советской власти он лишь однажды, в 1979 году, участвовал в официальной выставке, и то в групповой. В постсоветское время Красулин стал фигурой гораздо более заметной, удостоился ряда показов на престижных музейных площадках — и тем не менее всегда оставался художником вне мейнстрима и «социального заказа».

На днях, 20 октября, Андрею Красулину исполняется 87 лет. Кураторы его большой ретроспективы в Московском музее современного искусства Мария Доронина, Серафима Кострова и Дмитрий Пошвин отказались от линейной хронологии и тематической классификации, выстроив концептуальный и отчасти ассоциативный ряд.

Не проводя жестких границ между фигуративом и абстракцией, авторы экспозиции группируют экспонаты или по инсталляционному признаку (скажем, целый зал отведен под объекты, образующие чуть ли не пейзаж в интерьере), или по сквозному сюжету, или по цехово-технологической принадлежности. Характерный пример — эскизы и модели, созданные художником при работе над монументальными заказами в советские годы. Показанные в отрыве от общего «производственного» сценария, они обретают самостоятельную ценность и превращаются в едва ли не архетипические знаки и символы. Или взять раздел, где демонстрируется важная для автора связь с поэзией Осипа Мандельштама — эти произведения выросли из многолетнего красулинского проекта «Бронза о Мандельштаме». И даже для разрозненных вещей разного времени нашлась удачная форма экспонирования — своего рода открытое хранение, когда ряды музейных полок превращаются в подиумы для небольших скульптурных объектов. Добавим, что при таком подходе живопись и графика во всем выставочном пространстве воспринимаются как органическое продолжение скульптуры — или же как ее предвестие. Обзор шести с лишним десятилетий творчества получился одновременно и весомым, подробным, и легким, зрелищным.

После открытия выставки Андрей Николаевич ответил на несколько вопросов нашего издания — довольно лаконично, как это ему свойственно.

Есть ли у вас самые любимые периоды, циклы или, может быть, отдельные работы?

Я очень давно занимаюсь этим делом. Иногда вижу давно сделанные и как будто забытые вещи, и они радуют меня. Сейчас это большая серия «Полосы», серия «Индийский океан» и работы, посвященные теме «Инвалид».

И в художественной школе, и в Строгановке в ваши времена учили по академической системе и нацеливали на соцреалистические задачи. Когда стало понятно, что это не ваш путь?

Многие преподаватели окончили ту, бывшую Строгановку или Академию художеств. Мой учитель Саул Львович Рабинович делал диплом у Матвеева и Филонова. Десять предвоенных лет провел во Франции, общаясь с Деспио и Липшицем, работал с Ле Корбюзье. Скульптор Георгий Мотовилов читал нам стихи Мандельштама. Дома в стиле модерн и конструктивистские стоят и по сию пору. Правда, всякое влияние авангарда искоренялось беспощадно. Я и мои однокашники изначально настороженно относились к «генеральной линии» тогдашней жизни. И по этой причине никакого момента выбора не было.

Русский авангард, современное западное искусство, архаика, античность — что из этого на вас повлияло когда-то? Что казалось ценным и что было впоследствии отброшено?

Из этого перечня ничто не было отброшено. К этому еще можно добавить фольклор.

Вроде бы вас нельзя назвать андерграундным художником, но и официальным нельзя тем более. Как складывались у вас жизнь и работа в советские годы?

Это было похоже на то, как жили композиторы, писавшие для кино ради заработка, а их симфонии, в те же годы написанные, не исполнялись. Монументально-декоративная скульптура не подвергалась жесткому идеологическому контролю партийных инстанций. Иногда художественный фонд давал возможность заработать. Ленина мне, конечно, не доверили бы лепить, а дважды героев войны и труда лепил на заказ. И это была профессиональная работа.

У скульптора всегда особый взгляд на искусство, даже когда он занимается живописью. Что для вас означают переходы от трехмерности к плоскости и наоборот?

Я не задумывался об этом.

В ваших работах литературность сюжета, кажется, не играет существенной роли, но есть ли какие-то подоплеки, вдохновляющие мотивы, помимо формы, фактуры, текстуры?

Эта работа — составляющая моей жизни. Бесполезно спрашивать, откуда приходят эти образы. Приходят — и я благодарен.

У вас не так много монументальных работ, хотя в произведениях небольшого размера нередко ощущается монументальный потенциал. Воспринимаете это как нереализованные возможности? Или размер не имеет значения?

Размер не имеет значения. Он диктуется материалом, площадью помещения, лимитом времени.

Искусство меняет самого художника, но способно ли оно как-то менять зрителя? Есть ли вообще у искусства такая миссия — преображать жизнь?

Когда я оказываюсь в роли зрителя, я чувствую его воздействие. Конечно, есть. Оно преображает жизнь вне зависимости от того, ставит ли художник перед собой такую задачу.

Московский музей современного искусства
«Андрей Красулин. Практика, процесс, срез»
До 21 ноября

Материалы по теме:
Занозистый художник
Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+