18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Сцены из жизни женщины: Пушкинский показывает живопись Ксении Хауснер

№95
Материал из газеты

Крупноформатные полотна прибыли на выставку «Ксения Хауснер. Правдивая ложь» в Москву из венской Альбертины

В Москве открылась большая ретроспектива австрийской художницы Ксении Хауснер (р. 1951). Двадцать лет назад ее работы уже показывали в России, на выставке в Русском музее, а совсем недавно она участвовала в Московской биеннале современного искусства в Третьяковке.

Выставка в ГМИИ приехала из венской Альбертины (где была показана в этом году). Это 30 живописных работ, а также фотографии, которые делает художница. Хотя зрителям, привычным к соцреализму, к монументальным образам женщин-тружениц с советских плакатов, может показаться, что творчество Хауснер по-своему развивает эту линию, это не совсем так. Ее метод другой, он наследует скорее авангардным фотомонтажам.

Интересно, что ее отец — знаменитый австрийский художник Рудольф Хауснер, один из основоположников «фантастического реализма», во времена нацизма попавшего под запрет как «дегенеративное искусство», сестры тоже занимаются искусством. Ксения Хауснер прославилась как театральный художник, она участвовала в постановках Ковент-Гардена и театра Ла Монне, Зальцбургского фестиваля. Первые ее декорации были построены по принципу коллажа с использованием предметов, которые она находила в выселенных домах и на свалках. В 41 год она начала работать как свободный художник, но композиции ее картин напоминают о театральной сцене — ее героини находятся как будто под яркими софитами. И в то же время в этих картинах есть ощущение остановленного момента, как на фотографии, и это ощущение верное. Многие свои работы она пишет по фотографиям, которые сама снимает.

Ее большие, размашисто и смело написанные картины — настоящее женское царство. «Моя вселенная — женская. Женщины — ключевой элемент в моем творчестве, в моих произведениях они выступают как представители всех гендеров. Я работаю над общечеловеческими темами с женским актерским составом», — говорит она. При этом ситуации, в которых застигнуты ее персонажи, оставляют поле для разных интерпретаций. «Искусство должно быть загадочным, бескомпромиссным и иррациональным», — считает автор. Хауснер феминистка не только в своем искусстве, но и в жизни, она активная участница движения «Женщины без границ». В своем творчестве она апеллирует к другим знаковым фигурам арт-феминизма, таким как Мария Лассниг, которая известна обнаженными, безжалостными к себе автопортретами, и к венской художественной традиции — Оскару Кокошке и Эгону Шиле, а названия своих работ Хауснер часто берет из популярных фильмов и книг.

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
«Ксения Хауснер. Правдивая ложь»
До 16 января

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+