18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Сцены из жизни женщины: Пушкинский показывает живопись Ксении Хауснер

№95
Материал из газеты

Крупноформатные полотна прибыли на выставку «Ксения Хауснер. Правдивая ложь» в Москву из венской Альбертины

В Москве открылась большая ретроспектива австрийской художницы Ксении Хауснер (р. 1951). Двадцать лет назад ее работы уже показывали в России, на выставке в Русском музее, а совсем недавно она участвовала в Московской биеннале современного искусства в Третьяковке.

Выставка в ГМИИ приехала из венской Альбертины (где была показана в этом году). Это 30 живописных работ, а также фотографии, которые делает художница. Хотя зрителям, привычным к соцреализму, к монументальным образам женщин-тружениц с советских плакатов, может показаться, что творчество Хауснер по-своему развивает эту линию, это не совсем так. Ее метод другой, он наследует скорее авангардным фотомонтажам.

Интересно, что ее отец — знаменитый австрийский художник Рудольф Хауснер, один из основоположников «фантастического реализма», во времена нацизма попавшего под запрет как «дегенеративное искусство», сестры тоже занимаются искусством. Ксения Хауснер прославилась как театральный художник, она участвовала в постановках Ковент-Гардена и театра Ла Монне, Зальцбургского фестиваля. Первые ее декорации были построены по принципу коллажа с использованием предметов, которые она находила в выселенных домах и на свалках. В 41 год она начала работать как свободный художник, но композиции ее картин напоминают о театральной сцене — ее героини находятся как будто под яркими софитами. И в то же время в этих картинах есть ощущение остановленного момента, как на фотографии, и это ощущение верное. Многие свои работы она пишет по фотографиям, которые сама снимает.

Ее большие, размашисто и смело написанные картины — настоящее женское царство. «Моя вселенная — женская. Женщины — ключевой элемент в моем творчестве, в моих произведениях они выступают как представители всех гендеров. Я работаю над общечеловеческими темами с женским актерским составом», — говорит она. При этом ситуации, в которых застигнуты ее персонажи, оставляют поле для разных интерпретаций. «Искусство должно быть загадочным, бескомпромиссным и иррациональным», — считает автор. Хауснер феминистка не только в своем искусстве, но и в жизни, она активная участница движения «Женщины без границ». В своем творчестве она апеллирует к другим знаковым фигурам арт-феминизма, таким как Мария Лассниг, которая известна обнаженными, безжалостными к себе автопортретами, и к венской художественной традиции — Оскару Кокошке и Эгону Шиле, а названия своих работ Хауснер часто берет из популярных фильмов и книг.

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
«Ксения Хауснер. Правдивая ложь»
До 16 января

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
6
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
7
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+